martinis09 (martinis09) wrote,
martinis09
martinis09

Categories:

Высокий Коммунитаризм в социальном учении Ислама. Часть II

Коммунитаризм в ИсламеВысокий Коммунитаризм в социальном учении Ислама. Часть II
3. БЛАГОЧЕСТИЕ, ДОВОЛЬСТВО И ПОЖЕРТВОВАНИЯ: «ОТНОШЕНИЕ К ПРАВАМ СОБСТВЕННОСТИ НА СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРЕДАЧЕ ИХ ОБЩИНЕ». ВАКФЫ – ИСЛАМСКИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ФОНДЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

«Саадака» (милостыня)– это подаяние из того, что имеется. И даже половинка финика является милостыней и спасает.

Многие сподвижники Пророка до встречи с ним жили в невежественном богатстве и роскоши. Приняв Ислам, они жертвовали всем своим имуществом ради установления справедливости. Так Мусаб ибн Умайр отказался от богатства, в котором жил в семье, а затем, неся знамя Ислама, отдал свою жизнь в сражении.

Когда умма нуждалась в деньгах, сподвижники Мухаммеда (сахабы) по его просьбе о помощи, пожертвовали – кто половину своего состояния, как Умар ибн Аль-Хаттаб, а кто и все своё имущество – как Абу Бакр, со словами: «О, Посланник Аллаха! Я принес тебе все, что у меня было, а своей семье я оставил Аллаха и его Посланника, и этого им вполне достаточно!»[16].

При этом Пророк, говоря «О, Господь! Сделай так, чтобы я прожил в бедности, умер в бедности и был воскрешен вместе с бедняками!» (Тирмизи, Зухд, 37)[17], обустроил в одном из углов Масджид ас-Саадат[18]навес - настоящий приют милосердия, где могли найти прибежище нищие и обездоленные. С этими сподвижниками, называемыми людьми скамьи («асхабы суффа»), он был наиболее близок, как и со всеми, кто был беден; стремился облегчить любые их нужды и примером своей жизни оказал на них самое благоприятное воздействие.

Слова Пророка: «Бедные войдут в рай на 500 лет раньше богатых, а это полдня» (Тирмизи, Зухд, 37), «Те, кто увеличивает свое богатство, в Судный день убавят от своего вознаграждения» (Бухари, Рикак, 13)[19], подтверждают то, что истинным мерилом могущества и славы является не богатство, а благочестие. Так Мухаммед говорил благородному сахабу Абу Зарру, у которого редко что-либо водилось в доме: «О, Абу Зарр! Добавляй в суп свой воды и раздавай» (Муслим, Бирр, 142)[20].

Говоря о том, что истинным богатством является не материальное, а духовное, Пророк добавлял, что «каждый богат в зависимости от способности быть довольным» (Ахмад бин Ханбал, Муснад, II, 389)[21]. Истинные мусульмане – это те, которые испытывают довольство своей судьбой и расходуют из своего состояния. Поэтому пожертвование является выражением совершенства чувств верующего и его умения сострадать окружающим.

Благородный Умар ибн Аль-Хаттаб, как правитель, должен был въехать в Шам (Дамаск) верхом на верблюде, но вошел в ворота города пешком, потому что очередь ехать верхом подошла его слуге[22]. И это лишь один пример «естественного и повседневного» проявления братства и жертвенности, как одно из главных качеств настоящего мусульманина.

«О, вы, кто верует! Благотворите лучшим из добра, Что вы приобрели, Иль из того, что из земли Мы милостью Своей для вас изводим. И не стремитесь ухватить дурное, Чтобы потом благотворить из этой доли, А сами б этого не взяли, Зажмурив разве что глаза. И знайте, что Аллах свободен от любой нужды И преисполнен славы!» (Аль-Бакара, 2:267),

«И никаким путем вам благочестия не обрести, Пока вы милостью не будете давать того, Что дорого и любо вам самим; И что бы вы из благ своих ни издержали, Господь, поистине, об этом знает» (Аль Имран,3:92)

При этом сказано: «Не в том лежит благочестивость, Чтоб на восток иль запад лик свой обратить, А благочестье в том, Чтобы уверовать в Аллаха, И в Последний День, И в ангелов Его, В Писание (Святое) и в пророков; Любя (свое добро), все же делиться им.  И с тем, кто близок по крови, И с сиротой, и с нищим, И с путником, и с теми, кто взывает; И дать рабам на откуп, И по часам молитвы совершать, Платить закат, Скрепленный договор исполнить; И стойким быть, и терпеливым В несчастье и в страдании своем, Во все минуты страха и смятенья, — Таков лик праведных — предавшихся Аллаху!» (Аль-Бакара, 2:177)

Пожертвование означает расходование на пути служения милости Божьей имущества и всех имеющихся возможностей. При этом в Исламе не существует строго разделения на «обязательное» и «добровольное» пожертвование, а есть просто «пожертвование», как таковое[23]. Обязательным является лишь само действие, а размер его добровольным, - если иное не предусмотрено условиями социального договора между членами конкретной мусульманской общины. Однако чётко определено, кому предназначены пожертвования: «Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый» (Ат-Тауба/Покаяние, 9:60).

Здесь речь идёт только о распределении предписанного «обязательного» «закята», потому что добровольные пожертвования «саадака» можно раздавать любым людям без каких-либо ограничений. Кроме того, социальное учение Ислама формулирует, кого конкретно можно отнести к той или иной категории получателей помощи:

- нищие, к которым относят людей, полностью лишённых средств к существованию, либо зарабатывающих менее половины прожиточного минимума;
- бедняки, т.е. те, что зарабатывают половину или более половины прожиточного минимума, но не способны обеспечить себя полностью (тот, кто может полностью обеспечить себя, считается богатым, а нищие и бедняки должны получить столько пожертвований, чтобы они не испытывали никакой нужды).
- люди, которые занимаются сбором, хранением, перевозкой или учетом пожертвований, должны получать жалование за исполнение своих обязанностей;
- «те, чьи сердца хотят завоевать» – мусульмане считают старейшин или уважаемых людей, которым хотят высказать свою благодарность;
- пожертвования для выкупа рабов - были актуальны и во времена возникновения Ислама, и, к сожалению, и сегодня. Такого рода пожертвования носят сугубо целевой характер – и будут полностью направлены на выкуп.
- должники - те, кто взял деньги в долг и оказался неспособным их вернуть – их долги покрывают пожертвованиями;
- «расходы на пути Аллаха» - к таковым относят тех, кто выступил в качестве миротворца между препирающимися сторонами и потратил на это свои средства. Или же тех, кто сражается во имя Бога.

Несложно заметить, что здесь прописаны практически все стороны жизни общины («уммы») - от внутренних социальных отношений, до вотношений с внешним миром - включая защиту уммы и Веры.

Господь сообщает мусульманам в Коране, что человек, искренне расходующий на пути служения Господу «всё, что выходит за пределы ваших нужд» (Аль Бакара, 2:219), не задумываясь о своём будущем, обретет Рай в будущей жизни и в мирской жизни взамен пожертвованного им получит несопоставимо большее:

«Делайте пожертвования на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель. И творите добро, ведь Аллах любит творящих добро» (Аль-Бакара, 2:195). 
«Тому, кто с добрыми делами явится (пред Ним), Добром (воздастся) большим в десять раз» (Аль-Анам,6:160). 
«Если вы раздаете милостыню открыто, то это прекрасно. Но если вы скрываете это и раздаете ее нищим, то это еще лучше для вас. Он простит вам некоторые из ваших прегрешений. Аллах «ведает о том, что вы совершаете» (Аль-Бакара, 2:271) и многие другие суры и аяты Корана[24].

Не сложно заметить, что и в этом случае социальное учение Ислама совпадает с Православием. Так же нужно отметить, что при заявленных установках на высший идеал, в Исламе нет требования полного ухода мусульман от мирской жизни[25], а обозначается баланс между материальным и духовным, позволяя продолжать земную жизнь людей, их семей, развивать общину и, одновременно, готовиться к встрече с Богом.

Цель социальной концепции Высокого Коммунитаризма - в поиске баланса между частным и общественным, при котором предполагается работать лица на благо своей семьи, воспитания и образования детей, обеспечивая им достойную жизнь, образование и жилье. Человек остается свободен в возможности заработать и жертвовать в течение всей жизни. При этом он может нанимать людей как частный предприниматель, его работники помогают ему развивать его дело. Социальная справедливость заключается в том, что после смерти личное имущество остается в наследство детям, получившим достойное образование и жилье, а обществу (общине, умме) переходят права на средства производства. То, что, согласно суре Аль-Бакара 2:219, «выходит за пределы ваших нужд».

В этом случае средства производства приобретают свойства вакфа[26] – нетленной собственности, которая не подлежит присвоению и имеет определенные характеристики[27]. В современном понимании вакфы – это «благотворительные фонды», причем, имеющие многовековую историю и в России (хотя и не стоит их идеализировать[28]). Между тем, первым вакфом в истории можно назвать Каабу в Мекке, которую Коран (сура Аль Имран, 3:96) называет первым молитвенным домом, в котором собирались люди для богослужения. Практически во всех обществах есть определённые выделенные земли и здания - храмы, церкви и другие виды сооружений, - которые строят и веками используются для богослужения.

При коллективном управлении и контролем со стороны уммы, перешедшее в наследство общине средства производства – «коммунитарный вакф» - становится надежным инструментом в доведении средств до нуждающихся. Что полностью совпадает с социальным учением Ислама.

4. БОГ, КАК ВЫСШИЙ ИДЕАЛ

Один из лучших переводчиков Корана – Валерия (Иман) Михайловна Пороховасказала, что многие современные мифы и противоречия можно было бы снять, если бы люди знали, что слово «мусульманин» – означает «человек верующий в Бога» или просто верующий[29].

При внимательном прочтении вышеизложенного, несложно заметить, что несмотря на разность в обрядовости, обусловленную, в том числе, разностью климатов и традиций тех мест, где возник и получил наибольшее распространение Ислам, по всем четырем означенным нами пунктам обустройства земной жизни общества, установки традиционного Ислама и Православия полностью совпадают.

Таким образом, мы видим, что теория Высокого Коммунитаризма соответствует нормам Ислама. Что позволяет жить мусульманам и православным в рамках «высококоммунитарного» общества мирно и без противоречий – как это было на протяжении веков на нашей общей земле в России.

И этот порядок можно и нужно распространить на всю землю.


__________________

[16] «Сунан» Абу Дауда, 1678;  «Сунан» Тирмизи, 3921, цит по Абдуль-Малик аль-Касим «40 уроков тем, кто застал Рамадан»

[17] цит. по Осман Нури Топбаш, «Вакуф. Благотворительность. Служение», Стамбул 2004, 1-е издание, перевод с тур. Дауд Кадыров

[18] Мединская мечеть в период Аср ас-Саадат

[19] цит. по Осман Нури Топбаш;

[20] любящие метить всё своими штампами британские иудо-протестанты впоследствии назвали Зарра «первым представителем исламского социализма»: Abu Dharr al-Ghifari, Oxford Islamic Studies Online; HannaSami A. Arab Socialism: A Documentary Survey, Leiden: E.J. Brill, 1969, 273 стр.

[21] цит. по Осман Нури Топбаш

[22] О.Н. Топбаш, «Созвездие праведных халифов» , пер. с тур., Изд. группа «САД», 2008, стр. 27

[23] Впрочем, есть сложившиеся нормы и традиции, например, касаемо жертвенных животных: «Так ешьте их мясо и кормите обездоленного бедняка» (аль-Хадж, 22/28, 36), когда поощряемо  разделить мясо на 3 части – одну оставить своей семье, одну раздать родственникам и знакомым, а одну раздать бедным (Абу Дауд, Адахи, 9-10/2813)

[24] «…Даёт на подать тайно или явно Из благ, которыми Мы наделили их, (Смеют) надеяться (на прибыль) от торговли, Которой никогда Мы не дадим пропасть» (Фатыр/Творец, 35:29);
«Скажи: «Господь мой, истинно, Надел Свой ширит или мерой раздает Тому, кого сочтет Своим желаньем; И что бы вы из своего добра ни издержали, Он возместит ваши (затраты), — Он — лучший из распорядителей потребного (для жизни)» (Саба, 34:39)
«Что бы вы ни потратили, какой бы обет вы не дали, Аллах знает об этом. Но для беззаконников нет помощников» (Аль-Бакара, 2:270). 
«Если вы раздаете милостыню открыто, то это прекрасно. Но если вы скрываете это и раздаете ее нищим, то это еще лучше для вас. Он простит вам некоторые из ваших прегрешений. Аллах «ведает о том, что вы совершаете» (Аль-Бакара, 2:271).
«…Все, что вы расходуете, идет на пользу вам самим. Вы расходуете это только из стремления к Лику Аллаха. Какое бы добро вы ни израсходовали, вам воздастся сполна, и с вами не поступят несправедливо» (Аль-Бакара, 2:272). 
«Милостыня полагается беднякам, которые задержаны на пути Аллаха или не могут передвигаться по земле. Неосведомленный считает их богачами по причине их скромности. Ты узнаешь их по приметам: они не выпрашивают у людей милостыню настойчиво. Какое бы добро вы ни израсходовали, Аллах знает об этом» (Аль-Бакара, 2:273). 
«Тем, кто расходует свое имущество ночью и днем, тайно и явно, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (Аль-Бакара, 2:274).
«Многие из их тайных бесед не приносят добра, если только они не призывают раздавать милостыню, совершать одобряемое или примирять людей. Тому, кто поступает так, стремясь к довольству Аллаха, Мы даруем великую награду» (Ан-Ниса, 4:114) и др.

[25] как, к примеру, у гностиков – катар, альбигойцев и пр. (см. Мямлин, «Бунт Теней Исполненного или краткая история «ветхозаветствующего» прозелитизма. Часть I-II», Институт ВК)

[26] вакф – от араб., «ограничивать», «сохранять»

[27] А именно: 1. Переданная обществу собственность остается вакфом навсегда. Ликвидация такой разновидности вакфа, как недвижимость, возможна только в результате длительного процесса и обмена по решению суда на аналогичную по стоимости недвижимость, которая так же становится вакфом. К этому процессу подходили очень щепетильно, и во многих городах и деревнях Египта, Палестины, Сирии, Ирана до сих пор хранятся документы и дела вакфа XV-XVI вв. При этом вакф практически не должен был терять стоимости

2. Так как вакф является добровольным актом благотворительности, доходы от него должны направляться на цели, предусмотренные его основателем, и не могут быть изменены по решению суда, пока заявленная задача: а) совместима с Шариатом; б) выполнима. Если цель вакфа становится невозможной, доходы от него должны быть потрачены на подобные цели; а если нет, то они переходят к бедным и нуждающимся. Наиболее важные условия создания вакфа:
- имущество должно быть ценным  (в мусульманских традициях это земли, здания, скот, книги, ювелирные изделия, оружие, с/х орудия и т.д.);
- собственность предоставляется в вакф на постоянной основе, основатель должен быть юридической дееспособным (т.е. вакф не может сделать ребенок, сумасшедший или тот, кому это имущество не принадлежит);
- целью вакфа является благотворительность, следовательно, вакф в пользу богатых  недопустим; получатели должны быть живыми и законнорождёнными; вакф мёртвым не допускается.

[28] Вакфы учебных учреждений, которым ханом были переданы 25% земельных угодий в Крыму, были утверждены императорским Манифестом от 8 апреля 1783 года. Далее мечети не могли больше увеличивать свои угодья, а передавать свои земли могли только дворянам – по сенатскому указу от 9 ноября 1794 г. по урегулированию земельных отношений в Крыму.

Закон «О вакуфских в Крыму имениях» от 22 марта 1829 г. назначил ответственных за сохранность земель в лице муфтия и Таврического магометанского духовного правления, с ведением специальных книг и описей. Доходы с них распределялись через старейшин общин  (мутаваллиев) по желанию жертвователей.
Вследствие массовой миграции крымских татар после Крымской войны, где они выступили на стороне англичан и французов, часть мечетей была упразднена, а вакфы оказались в ведении духовенства. В результате вскрытых злоупотреблений, в 1865 г. после прошения татарской уммы вакфы вновь передали старейшинам. Однако, и здесь возникли проблемы, после чего в 1874 г. по запросу верховного муфтия Крыма контроль над частными вакфами был передан местной Палате государственных имуществ, потеряв при этом всякую связь с началами мусульманского права.
В начале 1880-х гг. обнаружились новые нарушения со стороны религиозного органа. В результате  в 1885 г. была  учреждена «Комиссия о вакуфах» из представителей МВД, местных губернского и духовного правлений. В 1891 г. вступил в силу закон «Правила заведования вакуфными имуществами». Было разрешено отдавать вакфные земли в аренду сроком до 3 лет. Мутаваллиями признавались исключительно духовные лица, возглавляющие приходы. Комиссия отслеживала сдачу вакфных земель в долгосрочную аренду товариществам безземельных татар, дозволяя устраивать поселения. Не имеющие вакфы мечети или бедные приходы могли получать из капитала упраздненных мечетей единовременные пособия до 900 руб. на ремонт или постройку мечети, школы и другие нужды. В начале ХХ века на эти нужды расходовалось примерно 30-40 тыс. руб.
Постоянный источник дохода в виде вакфных земельных угодий площадью до 7 тыс. дес. имели в 1890 г. 47 мектебов и медресе. При этом 86% недвижимости принадлежало медресе Зенжерле в Бахчисарае и медресе в д. Даир.
В 1912 г. в Крыму числилось 88,3 тыс. дес. вакфных земель, в том числе 22,5 тыс. дес. в фонде упраздненных мечетей и 65,8 тыс. дес. — за действующими исламскими институтами . Вакфный капитал упраздненных мечетей составлял 528 тыс. руб., действующих религиозных учреждений – 235 тыс. руб., итого — 763 тыс. рублей. Последняя сумма принадлежала 234 отдельным учреждениям.
В 1912 г таврический муфтий Адиль Мурза Карашайский с целью устранения таких перекосов  высказывался за секуляризацию вакфных имуществ с сосредоточением их в руках одного правительственного учреждения, которое и расходовало бы получаемые доходы на нужды исламских институтов по ежегодно составляемым сметам расходов, утверждаемым государственной властью.
В 1914 г. по инициативе таврического муфтия контроль над расходованием средств на ремонтные и строительные работы стал осуществлять строительный комитет местного губернского управления (подробнее см. д.и.н. И.К. Загидуллин, «Управление вакфами в Крыму»)

[29] «Валерия-Иман Порохова: Правоверные — это не только мусульмане», ingnews.ru, 04.11.2013

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments