martinis09 (martinis09) wrote,
martinis09
martinis09

Реформация через администрацию. Выпуск III-Б

Реформация через администрацию. Выпуск III-Б
ЗАЧЕМ ЛЮБИЛ ТЫ РИМ, ВЛАДЫКА НИКОДИМ?
«Митрополит Никодим всегда боялся умереть внезапно – мысль о том, что жизнь его может оборваться в любой момент, не покидала его. И почему-то ему казалось, что он окончит свои дни в лагере или тюрьме. На эту мысль навел его странный сон, о котором рассказывал сам владыка Никодим. Будто бы он смотрит альбом с фотографиями: на первой странице – его детский снимок, на последующих – вся его жизнь, и невидимая рука листает этот альбом, остановившись перед последней страницей. Во сне владыка стал просить, чтобы ему показали эту последнюю страницу. И на ней он увидел себя в ватнике на лесоповале в полном бесчестии. Этот сон он воспринял как сон пророческий»



Николай Каверин. Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?.. // Православный журнал Благодатный огонь. Приложение к журналу Москва. № 12. Пересказываем содержание статьи с цитированием и комментариями (выделения в тексте статьи наши. –Редколлегия).



«Митрополит Никодим, при всех его несомненных симпатиях к католицизму, руководствовался при этом в своей церковной политике, по-видимому, прагматической и одновременно фантастической идеей спасти Русскую Церковь в условиях, как тогда казалось, на века установившейся в нашей стране диктатуры Коммунистической партии... По мысли митрополита Никодима, Русская Церковь в СССР сможет добиться несколько большей свободы, если церковное руководство будет находиться вне досягаемости КГБ и ЦК КПСС: не в Москве, а – в Риме. Конечно, это была утопия, рожденная безвыходностью притеснений верующих и гонений на Церковь в СССР».

Что хочет сказать автор статьи? Владыка Никодим был искренним служителем Церкви Христовой. Он был ревностен и смел. Он умел увлечь других. Он явно выделялся серди других архипастырей...

Для того, чтобы сделать взгляд на митр. Никодима более объемным, мы вынуждены дополнить взгляд Н. Каверина одним соображением: митр. Никодим – выдвиженец Хрущевского режима.

С 1958 г., когда начались новые гонения на Церковь,  определилось и новое, прокатолическое и проэкуменическое  направление курса ОВЦС. Епископ Никодим оказался весьма подходящей фигурой, и в  1960 г. по требованию Госсовета по делам религии он становится председателем  Отдела. После чего Госсовет переходит к открытой войне с Патриархией, превратив  ОВЦС  в экуменический «спецфакультет». В июне 1961 г. представители Госсовета потребовали от ПатриархаАлексия I повысить Никодима, недавно ставшего епископом, в архиепископы. В Патриархии возражали, но чиновники Госсовета отметили Никодима как принадлежащего к«лояльным к мероприятиям государства». 

В июле 1961 г. власть навязала однодневный Архиерейский Собор, на котором было проштамповано вступление Московской Патриархии во Всемирный совет церквей в нарушение решений Московского Всеправославного Совещания 1948 г.

В 1962 г. хрущевский Президиум ЦК КПСС принял решение послать наблюдателей от Московской Патриархии на II Ватиканский собор. Хотя Патриарх Алексий I еще за три года до этого заявлял властям, что «по существующим законам Православная Церковь не имеет права участвовать в этом соборе, а также направлять своих представителей в качестве гостей или наблюдателей».

В итоге делегация РПЦ присутствовала на заседаниях собора, а Никодим – в церемонии закрытия. В августе 1962 г. состоялась встреча Никодима с кардиналом Тиссераном, который в годы Второй мировой руководил заброской папских миссионеров из иезуитского «Руссикума» и других центров на временно оккупированные немцами территории СССР.

Так был ли владыка Никодим, который такие удары вместе с властями по Православию наносил, искренним служителем Церкви Христовой? Может быть, он считал себя таковым?

Н. Каверин продолжает: «В результате настойчивых усилий митрополита Никодима в 60-70-е годы более чем 20 монахам молодого и среднего возраста удалось получить разрешение приехать из России на Афон и поступить в русский Свято-Пантелеимонов монастырь, благодаря чему монашеская жизнь в нем не умерла окончательно».

Об этом и пишет И.Петров в программной статье «Реформация через администрацию»: «Внутрь церковной жизни нельзя прорваться. Прийти со стороны и начать заправлять в Церкви – так не бывает. Предательство рождается из тесного круга единомысленных. Великая измена (Реформация в РПЦ) вышла из самой внутренней части народа Церкви». Однако, как следует из статьи Н. Каверина, нельзя перелагать всю тяжесть вины на плечи одного человека. Реформация в РПЦ – Иудино дело, однако это – не событие, а процесс: он действительно начался от владыки Никодима, однако это был процесс исторический, и он вместил в себя жизнь нескольких поколений.
Автор статьи предлагает сосредоточиться на том, как владыка Никодим относился к интеркоммуниону, то есть к совместному причащению православных с католиками, что, «согласно православной экклесиологии, абсолютно недопустимо без достижения полного единства в вопросах вероучения: сначала – единая вера, затем – единая Чаша евхаристии, но не наоборот».

В декабре 1969 года по инициативе владыки Никодима было принято постановление Священного Синода, согласно которому католиков стали допускать к причастию там, где нет католических храмов или священников. Эта постановление вызвало резкую критику со стороны греков на Афоне. Однако такое решение Синода имело обоснование: если на тысячи километров нет католической церкви, то отказ в причастии католику могло быть для него формой принуждения перейти в православие вопреки собственному желанию.

Владыка Никодим пошел дальше, чем разрешал Синод. Находясь в Риме, он стал причащать католиков за православной литургией. Затем он отрицал это.

Архиепископ Василий (Кривошеин), крупнейший богослов и патролог, строгий монах (20 лет жизни на Афоне) много беседовал с владыкой Никодимом и спорил с ним. Архиепископ Василий был далек от простого осуждения владыки Никодима: «Ему мечталось, может быть, чтобы Православие соединилось с Римом и русский Патриарх занял бы второе место во Вселенской Церкви, но папская непогрешимость и власть над всею Церковью оставалась для него неприемлемой. Поэтому, несмотря на все увлечения и перегибы, он не был и никогда не мог стать “униатом”». Мнение архиепископа Василия заслуживает уважения: митрополит Никодим предателем не был.

Владыка Никодим был «сеятель»... Но и до того как его семена взошли, поведение владыки внушало тревогу.

Смущало эксцентрическое поведение митрополита (например, он вдруг начал служить в красной мантии – одеяние католических кардиналов). Часть верующих была настроена к владыке Никодиму враждебно. В 1971году «его избрание Патриархом было нежелательным, ибо могло вызвать несогласие и даже раскол в Церкви». Доброе старое время, когда церковный народ имел свою позицию и выражал мнение! Ничего подобного уже не было в «свободной» России, когда в 2009 г. Патриархом был избран Кирилл.

При Патриархе Пимене (1971-1990) новины, что шли от владыки Никодима, были не в чести. О допущении католиков к причастию (там, где нет католических храмов или священников) Патриарх Пимен говорил: «Не надо было совсем это решение принимать, и до него там, где была необходимость, католиков допускали к причастию. Так и нужно было это оставить, а не узаконивать то, что делалось по пастырским соображениям».

Владыка Никодим продолжал действовать, где скрытно, где явочным порядком (ставил перед фактом). Автор статьи приводит свидетельства «неординарного» поведения владыки. Он допускал к причастию католиков, например, отца-иезуита М. Арранца во время его преподавательской деятельности в Ленинградской духовной академии. Владыка служил в коллегии «Руссикум» (иезуитский центр для миссионеров «восточного обряда») на «драгоценном антиминсе». Этот антиминс был прислан в 20-х или 30-х годах епископу д’Эрбиньи, который работал над установлением «конкордата» с большевистской властью, беспощадно уничтожавшей в то время православное духовенство и верующих. Владыка Никодим открыто поддерживал «общество Иисуса», со многими членами которого он имел самые дружеские связи. Митрополит Никодим перевел на русский язык текст «духовных упражнений» Игнатия Лойолы (основателя ордена иезуитов) и очень высоко оценивал эти «упражнения». Владыка предпринимал многочисленные меры к тому, чтобы церковные службы начали служить по-русски. Владыка Никодим ставил условие для тех, кого намеревался рукоположить в епископы, чтобы они, когда придет время, перешли вместе с ним в католичество (см.: Выпуск 2 Церковной Аналитики).

Во сне, который он считал пророческим, владыка Никодим увидел себя «в ватнике на лесоповале в полном бесчестии». Владыка скончался на аудиенции у новоизбранного папы Иоанна Павла I в сентябре 1978 года; и «когда душа его расставалась с телом, он слышал над собой чтение католических молитв – вот где настоящая трагедия для русского святителя!» (На этом мы завершаем изложение статьи Н. Каверина.)

Итак, «сеятель» – семена – всходы... Владыка Никодим искал в Риме опоры против давления со стороны КПСС. Последователи митрополита Никодима начали властвовать в Церкви, когда никакого давления со стороны государства уже не осталось... А их тяготение к Ватикану только усилилось.

В 1986 году (при Патриархе Пимене) Священный Синод РПЦ приостановил навязанное в 1969 году неканоническое решение о допущении католиков к причастию у православных. Однако в декабре 2013 г. митр. Иларион заявил: «в XIX веке и особенно в XX веке мы фиксируем фактическое признание действительности Таинств (католиков) при отсутствии общения (с ними) в Таинствах». Ректор Русской духовной семинарии в Париже иеромонах Александр (Синяков) заявляет: «Я причащаюсь совместно с католиками, сохраняя свои православные убеждения» (см.: Выпуск 2 Церковной Аналитики). Немалой ответственностью облечен ректор Парижской семинарии, однако вот, без оглядок на начальство, признает, что интеркоммунион (совместное причащение православных с католиками) – для него обычное дело.

Митрополит Иларион, председатель ОВЦС ставит нас перед фактом (это называется «действовать явочным порядком»), что «само вступление православных в диалог» с католиками означало, что «мы взаимно отказались от классификации друг друга в качестве еретиков» (см.: Выпуск 2 Церковной Аналитики). 

Жизнь владыки Никодима, как и его кончина, была трагична... Действия его последователей – линейны и грубы, администрирование в РПЦ и его направление приняли угрожающие размеры.


12 «НЕУДОБНЫХ»  ВОПРОСОВ МИТРОПОЛИТУ ИЛАРИОНУ

Обструкция (от латинского «препятствие») – это противодействие нормальной работе заседания или митинга (например, путем длинных речей, шума и т. д.). Можно громко задавать «неудобные вопросы» и настойчиво (и обязательно громко) требовать ответа. Клирик Иларион должен почувствовать, что обструкция – это реальная опасность для его персоны.

Скандал. На греческом это слово указывает на предмет ужаса или отвращения. Также оно обозначает ловушку или преткновение. В общественной жизни «скандал» – это получивший широкое публичное освещение инцидент, связанный с заявлениями о правонарушениях, позорных или аморальных проступках. В обиходе скандалом обычно называется бурный спор, дебош, ругань. Устроить «скандал» для ОВЦС МП – это примерно то же самое, что взять «дубину народной войны» против захватчиков.

Обструкция и скандал как формы противодействия беззаконию обладают тем преимуществом, что они не требуют специальной организационной подготовки: такие действия можно предпринимать в одиночку. Может быть, вы неожиданно попали на какое-то мероприятие – действуйте. А уж если вас пригласили на «конференцию» филокатоликов – поднимите голос.

Итак, 12 «неудобных» вопросов митрополиту Илариону.

1. Почему в ходе острой фазы кризиса на Украине Вы и Ваше ведомство (ОВЦС) не поддержали православных Украины, выступивших против ассоциации с ЕС?
Руководство Украинской греко-католической церкви, находящееся в юрисдикции папы римского, выразило солидарность с антигосударственной деятельностью «евромайдана» и официально призвало подключиться к ней монастыри и церкви УГКЦ – 4 тысячи приходов. Западные епархии прислали своих студентов-семинаристов. 
Как это согласуется с провозглашенным Вами курсом на «стратегический союз» с Ватиканом?

2. Когда на Майдане спикеры Украинской Греко-католической Церкви травили православных и пытались представить преступный бунт «евромайдана» как волю Божию, Вы пребывали в Польше и вели переговоры о сотрудничестве с Ватиканом и вновь (в который уже раз) заявили о необходимости встречи с папы и патриарха.
Почему Вы не выступили в поддержку православных?
Мы знаем, что с началом Второй мировой войны папа Пий ХII отказался объявить Германию агрессором под тем предлогом, что он не может вмешиваться в международную политику. В планах Ватикана было послать на оккупированные территории России 200 католических священников для осуществления миссионерской деятельности (только такую миссионерскую деятельность Гитлер разрешил на оккупированных территориях).
Может быть, Вы разделяете такую позицию папы Пия XII (которая была столь удобна для Гитлера) и считаете, что руководство РПЦ не может вмешиваться в международную политику?

3. Как Вы относитесь к прославлению Украинской Греко-католической Церковью и Ватиканом Иосафата Кунцевича, который, по их мнению, играет важную роль в определении будущего христианского лица Европы?
Для Ватикана это святой, для православных – палач и каратель, чья деятельность вызвала отвращение даже у литовского канцлера (Льва Сапеги).
В свое время папа Пий ХI заявил о Кунцевиче, что такие примеры «святой жизни» должны способствовать единению всех христиан. Затем папа Иоанн Павел II называл Кунцевича«апостолом единения».
Разделяете ли Вы такую позицию названных предстоятелей Римской Церкви?

4. Вы много говорите о подготовке встречи нашего патриарха с папой римским. Такие заявления повторяются так часто, что создается впечатление, будто нам нечто хотят внушить, – чтобы и вопросов не возникало.
Однако вопросы возникают и будут возникать: зачем нужна эта встреча и как она может способствовать укреплению православной веры?
Два раза в истории имела место встреча римского папы и православного патриарха (для подготовки Флорентийской унии в XV веке и как результат предательства Константинопольского патриархаАфинагора в XX веке). Оба раза такие встречи папы и патриарха имели крайне негативные последствия для Православия.
Вы считаете, что папство изменило свою природу и третья встреча будет для Православия позитивной? И только потому, что папы изменили свою «риторику»?

5. Кто и когда принял решение о необходимости встречи патриарха с папой римским?
Почему этот вопрос решается в кабинетах – или «келейно» – без широкого обсуждения?
От представителей Ватикана мы знаем, что он считает эту встречу «событием исторического измерения». В католицизме вопросы такой важности решает папа римский, в Православии – может только Поместный собор. Вы сознательно это игнорируете?

6. В декабре 2013 г. Вы поставили общественность перед фактом, что «само вступление православных в диалог» с католиками означало, что «мы взаимно отказались от классификации друг друга в качестве еретиков». Это означает, что «мы» (православная сторона) отказались квалифицировать католиков как еретиков.
Считаете ли Вы лично, что католические догматы о «филиокве», о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы, о примате Папы суть ересь?
Существует святоотеческое определение папизма как ереси; лично Вы придерживаетесь такого определения или Вы от него отказались?

7. В декабре 2013 г. Вы заявили, что «в XIX веке и особенно в XX веке мы фиксируем фактическоепризнание действительности Таинств (католиков) при отсутствии общения (с ними) в Таинствах». То есть Вы опять ставите православный народ перед фактом: Вы нечто фиксируете.
От чьего лица Вы делаете такие заявления? От лица главы ОВЦС и будущего Патриарха всея Руси?
Очевидно, что не главе одного из ведомств Московского Патриархата решать вопрос о том, что квалифицировать как ересь и признавать ли действительность Таинств у католиков.
Не являются ли подобного рода заявления с Вашей стороны узурпацией прав Поместного собора, который один обладает «высшей властью в области вероучения и канонического устроения»?

8. Как глава иностранного ведомства РПЦ Вы не можете не касаться вопросов мировой политики, в том числе и вопроса о войне в Сирии.
Однако Вы ничего не говорите о той роли, которую играют США, Франция, Саудовская Аравия и Израиль в поддержке бандитских формирований, терроризирующих мирное население Сирии и христиан Сирии.
В связи с событиями в Сирии Вы опять говорите о необходимости срочных совместных действий православных с папой Римским.
Знаете, есть такая русская пословица «Кто про что, а вшивый о бане»; может быть, это Ваш случай?

9. Во время событий в Литве (в 1991 г.) Вы публично обвинили советских солдат в преступлении, которое они не совершали (убийстве 14 гражданских лиц). Тем самым Вы способствовали разжиганию ненависти литовцев к русским и обострению ситуации в Литве.
Если Вы не были в курсе того, что за убийством 14 граждан Литвы и одного советского офицера стоит движение «Саюдис», то как Вы могли вмешивать людей, к которым обращались, в события, смысла которых Вы не понимаете?
А если Вы знаете об этом теперь, то почему не раскаялись в содеянном и не отказались от награды, которую получили от литовских властей?

10. В январе 1996 г. во время событий в Чечне, когда шельмовали российскую армию и глумились над военнослужащими, Вы (уже сотрудник ОВЦС) заявили, что «Россия не имеет права называться христианской, православной страной».
Как Вы можете быть православным архипастырем в стране не христианской и не православной, ведь на катакомбного пастыря Вы не похожи?
Не считаете ли Вы необходимым принести извинение за оскорбление в адрес нашей страны?

11. Вы ратуете за «стратегический союз» с Ватиканом.
Но как возможен «стратегический союз» с Ватиканом, если Ватикан мыслит этот союз только при обязательном условии признания папского примата над Православными церквями?

12. Суммируя все Ваши заявления (особенно по отношению к католической ереси), многие представители церковной общественности полагают, что Вы сами отлучили себя от Церкви.

Не допускаете ли Вы для себя возможности принести покаяние?

окончание в следующем посту...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments