martinis09 (martinis09) wrote,
martinis09
martinis09

Category:

Шведская фискальная диктатура. Внешнее управление «суверенной» Латвии


Шведская фискальная диктатура. В «суверенной» Латвии вводится внешнее управление  

 

Не так давно, прошло сообщение, что латыши собирaют noдписи nод воззвaнuем  к  Швеции, что бы та оккупировала «независимую Латвию». Оказывается, что это не шутка, а фактическая оккупация уже состоялась. Латвия на пороге дефолта. Но помимо вины «самостоятельных» правительств бывшей советской республики (привыкшей все время находится на дотацих в СССР) выясняется, что латвийский финансовый пузырь был раздут при помощи денег шведских пенсионных фондов. Только  в Европе все очень жестко и никто с прибалтами возиться не будет. В Латвии вводится внешнее управление. Вот и  первая ласточка. Но их будет целая стая. Кстати, ни кому не нужно прикупить себе парочку-тройку латышей?
.

Любопытно, что шведские банки раздули пузырь банковского сектора Балтии не для долгосрочных инвестиций. Планировалось, что раздутый пузырь банковских активов в качестве значительных инвестиций будет продан банковским гигантам Германии. У Германии исторический и ностальгический интерес к Балтии, и владельцы шведских банков даже не скрывали, что в Латвию и в Балтию они вошли лишь на короткий период.

 

Однако глобальный крах разрушил эти планы, и пузырь лопнул до того, как вовлеченные в него банки были проданы немецкой финансовой группе. Теперь все проблемы останутся головной болью правительства Швеции на значительно более долгий срок, чем намечалось ранее. Спекуляции шведских банков угрожают превратиться во внутриполитическую проблему Швеции. Убытки Швеции, и в меньшей степени Финляндии и Дании, в случае развала экономики и госбюджета Латвии, составят приблизительно 15 миллиардов евро. Сейчас для стабилизации ситуации стране остро необходимы 2 млрд.

При сложившейся ситуации правительство Швеции приказывает привести в порядок финансы страны и прекратить транжирить деньги на коррумпированные проекты политического строительства во время глобальной финансовой чумы! Все это разрушает иллюзию о Латвии как независимом государстве.

Фактически все это выглядит, как введение шведской фискальной диктатуры в формально независимом государстве. Как финансовая оккупация. Чтобы правительство Швеции смогло призвать латвийских политических шутов к порядку, был привлечен Международный валютный фонд. Деньги МФВ (в действительности, деньги правительства Швеции, которые пропущены через МВФ) будут даны не сразу путем перечисления нескольких миллиардов, а небольшими порциями, убедившись перед каждым перечислением, что на данное число определенная порученная работа выполнена, обещания сдержаны, и деньги расходуются при строгом соблюдении договоренностей.

Однако правительство Швеции не интересует благосостояние жителей Латвии, которые должны готовится сушить сухари. Для Швеции важно, чтобы у латвийского государства были финансовые возможности выполнять свои обязательства, и чтобы государство не обанкротилось. Тем временем, латвийский бизнес недоумевает, почему план увеличения налогов и сокращения расходов государства называется «Программой стабилизации и восстановления роста экономики Латвии». Это план спасения шведских вкладов, который подрывает развитие латвийского бизнеса, выдвигая в качестве приоритета обеспечение финансовых интересов Швеции. К тому же, за сутки перед внесением этого плана в Сейм министр финансов Латвии Атис Слактерис, как послушный школьник, изложил его в Стокгольме министру финансов Швеции Андерсу Боргу. Шведский министр не скупился на похвалу, был установлен жесткий срок - все 'должно быть готово до Рождества'.

Сейм Латвии одобрил план и, подняв белый флаг, признал, что шведская фискальная диктатура введена в Латвии.

Тем временем, некая группа активистов начала сбор подписей под призывом к Швеции оккупировать Латвию. К сожалению, молодые люди опоздали. Финансово Швеция уже оккупировала Латвию. Это уже делать не нужно.

 

Подобная практика отработки долгов означает фактическую потерю суверенитета Латвией. Но эта страна не одинока. В ближайшее время эти процедуры предстоят не только странам Прибалтики, но и Украине. Процедура внешнего управления стран-банкротов – итог действий «самостийных» режимов, поставивших на русофобию, а фактически доказав свою недееспособность и отсутствие полноценной государственности. Время расставило все на свои места и показало, кто на что способен. Интересно, где сейчас вся эта спесь и как они сейчас будут говорить о "временах оккупации" со стороны России?

 

использовались материалы http://www.inosmi.ru/translation/246033.html

 

Теперь посмотрим на Россию. Кому нужен Кудрин?

Настоящий кризис для большинства стран мира - это кризис доверия к финансовым институтам,  инструментам и продуктам, прежде всего из-за неуемной эмиссии мировой резервной валюты - доллара, за счет чего США дотировали свою экономику и потребление практически все послевоенное время, но пузырь лопнул. А для России катализатором причиной экономического спада стала дешевеющая нефть. Глубинные причины в том, что все 8 лет сверхблагоприятной экономической конъюнктуры, те доходы, которые государство получало от добычи нефти и газа, не инвестировались внутри страны, не вкладывались, не диверсифицировались в экономике. Все риски финансовые власти страховали в иностранной экономике, то есть деньги стабфонда вкладывали в  иностранные ценные бумаги. Рассчитывая на то, что, если вдруг возникнут проблемы, то спасут проценты от капитала, который находится в других странах. Чудно, думали, будем жить на эти проценты. А получилось, что такая политика только усилила зависимость экономики от внешних факторов, и, в частности, от цен на сырье. 


На сегодня, тот набор антикризисных инструментов, который используются, не достаточен для решения проблемы. По оценкам самого правительства, оно потратило на борьбу с кризисом примерно 5 трлн рублей. Из них к делу реально имеют отношение несколько сотен миллиардов рублей. Это те деньги, которые были направлены ЦБ на поддержание банковской ликвидности через банковские инструменты, в частности, на снижение нормативов обязательного резервирования, некоторые операции по рефинансированию и средства, направленные на санацию банков.


Все остальные меры по насыщению банков ликвидностью, в частности, размещение бюджетных средств, субординированный кредит - оказались неэффективными. Потому что практически все эти деньги были конвертированы в валюту и создали отток капитала. Денежная рублевая масса несмотря на значительную эмиссию увеличилась с начала года на 10%, в то время как в 2007 году за тот же период на 30%. И в этом вина, прежде всего, нашего Минфина и ЦБ, меры не те.

 

Как и их же вина в том, что в РФ не ведется кредитная эмиссия. Даже выдачу те же анонсированных на днях стабилизационных кредитов Белоруссии и Киргизии можно было осуществить в рублях. Бездумное следование монетарным советам МВФ приводит к плачевным последствиям.


Вторая мера, которую правительство тоже рассматривает как помощь реальной экономики -  это выделение порядка $50 млрд Внешэкономбанку из золотовалютных резервов на погашение внешних долгов наших компаний.


Безусловно, есть компании, имущество которых стратегически значимо для России, и долги этих компаний государству нужно гасить, в противном случае собственность уйдет за границу. Но по целому ряду корпоративных частных долгов этого совершенно не следует делать. Ведь, если собственник проводил рискованные мероприятия, то пусть он расстанется со своими активами. Помогать надо было очень ограниченному кругу предприятий. А чтобы понять каким именно, нужно знать специфику задолжности и риски, которые несет государство в случае, если эти активы уйдут в руки иностранных собственников.


Был случай, когда российские бизнесмены готовы были выкупить долг, чтобы получить себе собственность, но государство отдало огромные деньги обанкротившемуся собственнику, чтобы он сохранил  это имущество именно за собой. При этом государство не получило никаких прибыльных активов. Оно отдало несколько миллиардов долларов из своих резервов, чтобы конкретное физическое лицо расплатилось по своим долгам. На сегодня пока большая часть "спасительных" государственных денег - не помощь экономике, а помощь конкретным людям в сохранении той или иной собственности.


Такая помощь – это бездумная раздача ресурсов в условиях кризиса. А если смотреть в долгосрочной перспективе, то таким образом формируется капитализм с нулевой эффективностью: собственник компании может проводить любую сколь угодно неэффективную политику,  авантюрную, невыгодную, ведь рисков – ноль, по  долгам всегда расплатится государство.

 

Из кризиса мы пытаемся выйти неправильно. Пожалуй, из разумных мер можно назвать только страхование банковских вкладов, санацию проблемных банков и снижение нормативов обязательного резервирования. Но этого ничтожно мало.

 
Снижение налогов как еще одна объявленная антикризисная мера было осуществлено не самым эффективным образом. В условиях кризиса снижение налогов необходимо. При этом наибольший стимулирующий эффект на падающем рынке дает снижение НДС.  Вроде формально отчитались по снижению налогов, но эта мера пролоббирована отдельными нефтяными компаниями и отдельными банками, которые имеют прибыль. НДС их не интересует. Потому что НДС экспортеры не платят, в финансовом секторе вообще нет НДС. Им не нужно снижение НДС, им нужно именно снижение налога на прибыль. Но снижение налога на прибыль и отсрочка по этому налогу в условиях, когда кризис уже есть, секторам, у которых низкая рентабельность или убытки, мало что даст. Нужно было снижать именно НДС.  
Сейчас государство опять помогает не экономике, а определенным структурам, у которых сильные помощники во власти.

 

Плавная девальвация может что-то исправить. Рубль нужно было снижать в той же мере, в какой инфляция в России выше инфляции в США. Нельзя было допускать укрепление рубля по отношению к доллару. Был доллар на уровне 29-30 рублей, вот так и надо было держать.


Если проводить политику укрепления рубля, за это придется расплачиваться золотовалютными резервами. Они и так до последнего времени
тaяли на глах, сo скоростью примернo 10-30 млрд в неделю.

 

Причем не нужно забывать, что золотовалютные резервы - это не такой сундук, в котором все одинаковые монеты. Ничего подобного. Это разные бумаги: есть ликвидная часть (операционный портфель), есть не очень (инвестиционный портфель). В моем представлении, операционный портфель уже растрачен. А инвестиционный портфель без дисконта быстро в больших объемах изъять очень сложно. А с дисконтом это будет уже совсем другая сумма. По всем этим причинам, девальвация неминуема. Если политика будет достаточно умелой, то обойдемся без обвального падения. Если будет неумелой, то, когда иссякнут резервы, будет обвал рубля.

 

Так как не было принято никаких настоящих мер по поддержке реальной экономики, а ресурсы растрачены уже очень большие,  то будут нарастать социальные проблемы. Если не будут сделаны реальные меры по поддержке реальной экономики и малого бизнеса в виде экстренного снижения НДС и налоговых каникул для малого бизнеса,  меры по расширению внутреннего спроса, то будущее российской экономики от нас уже не зависит. 


Если бы быстро, в аварийной режиме, снизили налоги и создали самые комфортные условия для малого бизнеса, то появились бы внутренние источники роста.


 Если этого не будет сделано в ближайшие 1-2 месяца, то останется  тихо сидеть, как сидели все эти 8 лет, когда нам капали нефтедоллары, и ждать пока эти нефтедоллары опять начнут капать на нас. А произойдет это только, когда США, Европа и Китай выйдут из рецессии. Вот и все.
У Китая, кстати, совершенно правильная политика. Они ни юаня не потратили на поддержание банковского сектора и фондового рынка, только на расширение внутреннего спроса, коль снижается экспортный спрос.

 

Нужно понимать, что до пика кризиса еще далеко, а рецессия с будущего года усилится, пик придется на конец весны - лето. Тому же российскому фондовому рынок далеко до дна, особенно при учете, что российский фондовый рынок - вещь вторичная. На него не стоит обращать внимание до тех пор, пока он открыт и связан с внешними рынками. Все что он делает – это рефлексирует на события в Европе, США, Азии. То есть полностью повторят оптимизм или пессимизм мировых площадок. Еще и ВЭБ со своими деньгами деформирует реальное положение вещей. А деньги эти - абсолютно потерянные, их просто сжигают... С таким же успехом можно было играть в казино. Все что у ВЭБа получается – это усилить волатильность рынка и создать огромные возможности для торговли инсайдерской информацией. Дно рынка – это дно кризиса и оно будет ближе к лету.

 

При этом российский фондовый рынок упал сильнее всех как раз из-за экономической политики, когда все поставили на один экспорт энергоносителей. Российская экономика чрезвычайно неустойчива, поскольку моноструктурна. Она напрямую зависит от цен на нефть и газ. Цены на нефть упали – пошли вниз все акции. Цены на нефть долго будут еще падать до уровня $40 и ниже. Недвижимость будет дешеветь. В долларовом выражении - точно. В рублевом  - сложно сказать, зависит от степени девальвации рубля.

 

Не стоит полагаться на  заявления Минфина, когда одним из плюсов девальвации называют снижение инфляции… Если идет девальвация, то в рублевом выражении цены будут расти. Поскольку по всем потребительским товарам мы импортозависимы. А там где не зависимы, там у нас монополия. Монопольные цены и тарифы уже объявлены, и никто их снижать не собирается. Для гиперинфляции у нас объективных оснований нет, но при нашем министре финансов может быть даже то, чего быть не должно. Если будет обвальная девальвация, то высокая инфляция будет.

 

На самом деле наша ситуация все же лучше, чем и у наших соседей и у главного виновника - США. Очевидно и то, что внешнего управления мы не допустим, но нам как всегда придется туже затянуть пояса, но Кудрина с Игнатьевым куда-нибудь продать стоит вместе с латышами. Только кто возьмет себе это «добро»?

 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments