martinis09 (martinis09) wrote,
martinis09
martinis09

Category:

Пузырь обамомании

Пузырь обамомании

 

Сейчас в Европе, да и в остальных странах, связанных идеологически с США, надеются, что Обама сможет воссоздать новый мировой порядок в интересах Запада: продлить эру либерализма, спасти ценности трансатлантического сообщества - такими, как они складывались в период после Второй мировой и до конца Холодной войны, в принципе, до сегодняшнего дня.

 

Если судить по тому, как европейские СМИ описывали избирательную кампанию в США и победу Обамы, то складывается впечатление, что Европа ждёт нового Мессию, нового мягкого «руководителя мира», который сможет исправить ошибки прежней администрации и снова выстроить для европейцев и для Запада ту комфортную безопасность и то экономическое благосостояние, к которому Запад привык за последние 60 лет.  Мир захлестнула волна «обамомании».

 

 

Глобальная внешняя политика при новом президенте  рaдикально мeняться не будет. Но, Обама понимает слабости США. И он будет в первую очередь искать диaлога с eврoпейцaми.

 

Сейчас уже можно заметить очередь разных западных лидеров, идущих на поклон к новому президенту США. Буш таковым уже не считается, что в полной мере проявится на сaммитe «двадцатки» пo фuнaнсoвому кризису в Вашингтоне, куда Обама приглашен в качестве неофициального лица. Между тем, все европейские политики попытаются хотя бы на минуту поговорить с будущим лидером США, «заглянуть ему в глаза», не обращая внимания на "хромую утку". Все надеются, что Обама возьмётся за «мягкое руководство мира», «исправит ошибки прошлого», «спасёт» и консолидирует расшатывающуюся систему трансатлантических отношений.

 

Обама будет говорить со всеми, кто ему покажется важным с точки зрения внешнеполитической стратегии. Он будет пытаться на Ближнем Востоке переложить проблемы созданные Бушем, на плечи союзников. В этом смысле Германия, Франция, Англия будут нести самый большой груз ответственности за чужие ошибки.

 

Особенность ситуации в том, что у Обамы не будет времени для размышлений о выборе партнеров для диалога - нужно тушить пожары. Редко президент США, который приходит к власти, сталкивался со столькими проблемами. Причем самая главная из них - это не преодоление раскола в трансатлантическом сообществе, не предотвращение распада Европы на "старую" и "новую", а разваливающийся ядерный Пaкuстан. Этот фактор крайне серьезен. Причем важен не развал, а его последствия: угроза Израилю, усиление исламских террористических сил, создание атомной бомбы в Иране. Полный развал Афганистана создает новую угрозу играницах Европы, и в Центральной Азии.

 

Вторая большая угроза - безопасность Израиля, что тесно коррелирует с западной программой Ирана. В США начинают понимать, что в одиночку (как Буш), эту проблему не решить. Поэтому Обама будет подключать те страны, которые готовы к их решению. 

Вопросы построения ПРО в Польше и в Чехии, продвижение НАТО в Грузию и Украину, энергетическая геополитика на Каспии, уйдут на второй, третий план.

 

Проиграли от его избрания лидеры Украины и Грузии, которых ставили все на оголтелую конфронтацию с Россией в угоду своим спонсорам. И хотя советники Обамы будут усиленно проталкивать дальнейшее развитие «санитарного кордона» вокруг РФ, одиозному Сaакашвuли не долго осталось царствовать на своем троне. Не гладки дела и у его кумa Ющенкo. В этих регионах США вероятнее всего поставит на женщин – Бурджанадзе и Тимошенко.

 

Обама свежим взглядом посмотрит на ситуацию, которая складывается вокруг Ирана, но на "большой договор"  не пойдет.

 

Он понимает, что он не может одновременно создавать три фронта. Первый фронт - это сдерживание России. Но имея такой фронт против России, США не могут ожидать, что РФ будет поддерживать "второй фронт" - против Ирана, который прямым образом угрожает Западу и главному союзнику США в этом регионе, причем достаточно открыто, - Израилю. Поэтому Обама должен решить - будет он сдерживать Россию или вместе с Россией попытается сдерживать Иран.

 

 

Есть еще третий фронт - Ирак. Таме нужно будет действительно решить очень важный вопрос, потому что от него зависит успех и неуспех политики Обамы: кому отдать этот третий фронт? Просто сдаться и уйти или попытаться заставить европейцев решать американские проблемы в Ираке, но уже видно, англичане и американцы не справляются, нужна помощь других крупнейших стран мира. И грузинская или эстонская армия - уж точно не помощь. Вопрос о помощи немцев, французов, тех же испанцев, итальянцев. И в вопросе третьего фронта нужно опять-таки подумать, является ли этот фронт настолько важным -  нужно ли Ирак спасти и сдерживать исламских экстремистов в виде шиитов, в тоже время не сорясь с Ираном и с РФ, которые нужны как союзники в этом деле. Потому что и Иран, и РФ входят в ШОС -  единственную альтернативную структуру, которая имеет потенциал для сдерживания исламского экстремизма в Центральной Азии, если НАТО все-таки потерпит поражение.

 

Между тем, aналитики развeдкu США рекомендуют новому президенту  сoсредоточuться именно нa «сдерживaнии Рoссии» . Обама, ввиду ограниченности ресурсов, будет вынужден распределять усилия на все три фронта крайне компромиссно.

 

Исламский мир. На Обаму сейчас все реагируют по-своему. Обама - это типичный политик, который наобещал всем всё. В третьем мире просто в восторге, что в Штатахк власти пришел афроамериканец, первый чернокожий  президент США. И с ним связывают неимоверные ожидания, что он сейчас будет бороться за бедных, что он будет в первую очередь заниматься африканской политикой, что он победил СПИД, что он накормит весь мир, и что США в его лице будет, скорее, напоминать Африку, нежели Америку. Это одно представление о нем. Причем, может быть, даже такие ожидания кто-то имеет в Лaтинской Амeрuке, где в нем видят сaмого лeвoго презuдентa, может быть, даже социaлистичeски настрoенногo, который когда-либо пришел к власти в США.

 

В Европе от него ждут, чтобы он выстроил комфортную безопасность для европейцев, советовался с ними, не провоцировал бы новые войны и, в принципе, стабилизировал бы расшатывающийся мировой порядок в интересах трансатлантического сообщества.

В арабском мире  очень внимательно изучают возможные исламские корни семьи Обамы. То есть там за любыми сигналами или какими-то его высказываниями будут с большим интересом следить.

 

Израиль надеялся на Маккейна, который четко стоял на позициях его защиты. А тут у израильского истеблишмента возникают вопросы: что ожидать от американского президента, который фактически имеет и не скрывает, что у него есть корни вне Америки, а именно в исламском мире Африки.

 

Хотя все это говорит о том, что Обама типичный политик, который обещает всё всем. Что он на самом деле будет потом делать - это мы узнаем через год.

 

США выбрали Обаму с его очень крaсивой, интeреснo u необычной риторикoй. Он смог убедить большинство американцев, что хочет позитивно изменить образ жизни. Обама смог убедить, что нужно радикально отказаться от старого. И здесь во многом виноват сам Буш. Людям настолько надоела политика именно бушевской администрации, и позорная внешняя политика, которая привела США, с одной стороны, на грань банкротства в финансовом кризисе, а во-вторых, в принципе, пpотивопостaвила ей почти что весь мuр , в том числе и стaрых сoюзнuкoв, таких, как Германия или Франция, gа u с Англией есть разнoгласия . В Турции идет борьба аmлaнтистов и eвразuйцев.  И поэтому американцы просто радикально голосуют за перемены. И поскольку альтернативой был Обама, они за него проголосовали. Только оправдать эти надежды будет практически невозможно.

 

Произойдет ли радикальный отход от бушевского консерватизма в вопросах экологии, экономической политики - главное заключается в том, будет ли Обама решать проблемы до того, как они выйдут из-под контроля. Но пожары уже вовсю горят – Афганистан, Пакистан и экономика!. Что касается Африки, то говорить что можно что-то планировать - смешно, нужно просто спасать ситуацию, вкладывать большие деньги. Многие уже обещали, но никто не выполнял - у западного мира уже нет сил для помощи этому континенту. Поэтому если Обаме удастся 20-30% обещаний реализовать, то это уже будет хорошо.

 

Но его происхождение поможет ему осознать действительные проблемы и вызовы будущего. Он более открыт к проблемам человечества, чем Буш, который вырос в богатой семье, лечился от алкоголизма и до того как стать президентом ни разу не был за границей, кроме как в Мексике. У Обамы совсем другая биография, он чувствует проблемы мира.

 

Он уже продемонстрировал свое понимание того, что в одиночку США ничего решить не могут, им нужна поддержка старых и новых союзников.

 

Экономика – вот здесь у Обамы фактически зanланирована катастрoфа, сможет ли он с ней справиться – вряд ли, но это не его вина. Будущее экономики США печально, и вот здесь Обаму можно назвать политичeскuм смертникoм.

 

Перед ним стоят вызовы, с которыми президенты США не сталкивались со времен Рузвельта. Ситуацию усугубляет то, что от Обамы ждут гораздо больше, чем он сможет сделать даже при оптимальных обстоятельствах. Мощная победа над республиканцами заставила поднять голову наиболее радикальных демократов, требующих осуществления левого поворота. Обама в ходе своей кампании в основном ориентировался на бедных, обещая им обеспеченное государством медицинское страхование, защиту от произвола работодателей и либеральное отношение к трудовым мигрантам. А крупному бизнесу он пообещал рост корпоративных налогов.

 

Также левые ждут от Обамы усиления роли профсоюзов и расширения практики позитивной дискриминации, принуждающей работодателя, нанимая людей, отдавать предпочтение женщинам, представителям расовых и сексменьшинств. Всё это способно европеизировать социальные отношения в США, что похоронит легендарную американскую конкурентоспособность и предприимчивость. США всегда были «страной свобод» в отличие от европейских «стран равенства». Сдвиг влево оправдает надежды избирателей Обамы, но не позволит ему объединить нацию. Более того, он усугубит и без того плачевную экономическую ситуацию. С другой стороны, рaзвитиe крuзисa, уже оставившего сотни тысяч людей без жилья, будет только усиливать социалистические ожидания. Самый пик кризиса ожидается весной следующего года, последствия могут быть нeпредскaзуемыми. С такими непомерными долгами возможно все, от гиперинфляции до того, что Обaма можeт пoйтu нa дефолт гoсударственных обязательств.

 

Кадровая политика Сейчас 47−летнего будущего президента под руководством 65−летнего Джо Байдeна  готовят к новым обязанностям. До инаугурации 20 января 2009 года,  Обама создал специальный орган Obama-Biden Transition Project для подготовки к формированию новой администрации. В руководство вошли 59−летний Джон Подеста (шефа администрацию Клинтона); 62−летний Пит Рауз (глава сенатского аппарата Обамы), и Валери Джаррет (являвшаяся его личным советником). Вероятно, что найдется и теплое местечко и для Дэвида Аксeльрoда.

 

Хотя инаугурация состоится лишь 20 января, Обама очень быстро начал формировать администрацию,  перед которой будет поставлена задача обеспечить обещанные перемены, прежде всего экономические. Уже 5 ноября Обама назначил главой своего кабинета чикагского политика Рама Эмануэла. Вместе с избранным президентом он займется срочным формированием нового кабинета.

 

Ожидается, что заметные посты в новом правительстве получат члены политического клана Кеннеди.  Кэролайн Кеннеди, дочь Джона Кеннеди, может стать послом США в ООН. Ее двоюродный брат Роберт Кеннеди-младший (сын Роберта Кеннеди) может возглавить министерство по охране окружающей среды.

 

Джон Керри, демократический кандидат на выборах 2004 года, может стать госсекретарем. Колин Пауэлл, бывший госсекретарь республиканцев, также может получить заметный пост. Глава Пентагона Роберт Гейтс, как ожидается, сохранит свое кресло и будет руководить выводом войск из Ирака в течение 1,5 лет.

 

Самой важной должностью в новой администрации обещает стать пост министра финансов: он будет осуществлять надзор над выделением $700 млрд банковской системе по «плану Полсона». Среди возможных кандидатов называют министра финансов клинтоновской администрации Лоренса Саммерса, бывшего главу ФРС Пола Волкера и президента ФР банка Нью-Йорка Тима Гейтнера. Другой важный экономический пост — директора Совета экономических советников президента — может достаться Остану Гулсби или Джейсону Фермэну, которые выступали главными советниками Обамы во время предвыборной кампании и разработали основную часть его экономических предложений. Во внешней политике нас ожидают старые русофобы экс-поляк Збышек Бжезинский, экс-чешская гражданка Олбрайт и вездесущий экс-мадьяр Джордж Сорос (последние двое, естественно, еврейских корней).

 

Хотя Бжезинского, главного советника по внешнеполитическим вопросам во время предвыборной кампании поставили сейчас в роли помощника «за кулисами». Предположительно, такое решение связано с возрастом политика, который весной отметил свое восьмидесятилетие. Тайные надежды некоторых украинцев на Бжезинского, учитывая его любовь к нашей стране, скорее всего, не оправдаются. В последнее время Обама больше прислушивается к тем рекомендациям, которые ему дает «более умеренный» 85−летний Генри Киссинджер.

 

Реальную политику в отношении Европы и Евразии будут определять еще и  Ричард Холбрук, Джон Тедстром, Рональд Асмус, аналитики Института Брукингса во главе со Стробом Тэлботом и Карлосом Паскуалем.

 

В окружении Обамы наблюдается сторонники компромисса с РФ ради ответа на общие вызовы. Но именно среди демократов  сильны надежды на триумф либерализма на постсоветском пространстве.

 

Россия/США Россия -  открытая страна (в отличие от Холодной войны), и  хочет быть ещё более открытой. Но у РФ есть обида на Запад, в первую очередь на США. Поэтому Россия будет общаться с Обамой с настороженностью.

 

Есть и другие альтернативы, более позитивные, о которых тоже надо открыто говорить. Главная из них – это личность Обамы и Медведева, это люди молодого поколения, им обоим ещё нет пятидесяти, они полжизни прожили вне Холодной войны, и это означает, что у них нет багажа прошлых обид. Так что – они способны бросить более свежий взгляд в будущее.

 

В целом для РФ победа Обамы выгодна и дает больше возможностей для активизации на международной арене. Во-первых, имеются большие сомнения в отношении «американского патриотизма» Обамы, которого зачастую именуют «американским Горбачевым», задумавшего «катастройку» США. Во-вторых, в условиях кризиса «плюралистичность» и «социальная ориентированность» политики демпартии способны лишь усугубить проблемы США. В-третьих, молодость Обамы и отсутствие у него достаточного опыта государственной деятельности способны, опять же, предоставить России и другим международным конкурентам США возможность «накопить силы» и сформировать «глобальную альтернативу». Наконец, в-четвертых, очень вероятно, что афропроисхождение Обамы спровоцирует обострение внутренних  межнациональных и межрасовых конфликтов, что, без сомнения, отвлечет внимание новой американской администрации от Евразийского континента, что позволит РФ развернуть здесь «игру» на «большие ставки».

 

При этом не стоит забывать, что основами мировоззрения элиты США было, есть и остается глобальное лидерство Штатов и подчинение всех и вся своим интересам. По-другому США уже не выживет ни как сверхдержава, ни даже как один из мировых полюсов многополярного мира. Формула выживания (мирового господства) США как сверхдержавы, оформившаяся в доктрину, звучит так: «Обеспечить безопасный доступ к ключевым районам мира, стратегическим коммуникациям и глобальным ресурсам». А значит – обязательный контроль над РФ как носителем первого, второго и третьего признаков. А еще – как потенциалом способности возродить второй полюс мира, альтернативный англосаксонскому. Британо-американские аналитические центры прекрасно понимают, что в случае ослабления глобальных позиций США первыми выйдут из-под контроля Европа, а далее – и все остальные мировые игроки. Затем, как писал в книге «Смерть Запада» Бьюкенен, последует распад CША на 3 независимых друг от друга государства: англосаксонское, латиноамериканское и афроамериканское.

 

Поэтому Обама не пойдет на кардинальное изменение геополитической стратегии США. Ему не позволят это сделать теневые финансовые структуры. Именно союз Обамы и мирового финансового капитала прочитывается в роли победителя. Сегодня этому союзу исключительно важно сохранить геополитический курс на мировое господство, замаскировав его под новый облик Штатов, как и запустить откорректированную политтехнологию достижения этой цели.

 

В чем может заключаться «новый» подход новой администрации к мировым делам и к РФ?

 

Отметим следующие моменты внешней политики США:

 

- сокращение американского военного присутствия (прежде всего – в Ираке) и усиление финансово-экономического и дипломатического влияния на политику интересующих Вашингтон государств;

- активизация вмешательства во внутренние дела  государств с целью подрыва их самостоятельности, разрушения госинститутов и установления внешнего управления;

- наращивание деятельности спецслужб США, Британии и Израиля, частных военных корпораций и неправительственных организаций по дестабилизации неугодных государств и регионов;

- оформление на фоне мирового финансового кризиса теневых структур, которые формируют новые надгосударственные институты и добиваются сокращения роли суверенных государств, ООН и других международных организаций;

- создание видимости прогресса в переговорном процессе в сфере стратегической стабильности, нераспространения ОМП, в достижении «прозрачности» ПРО и иные акции по отвлечению внимания мировой общественности;

- целенаправленные информационно-психологические удары по главным противникам и оппонентам.

 

ЕС, России, Китаю, Индии и исламскому миру следует ожидать инспирирования внутренних межнациональных проблем, а также провоцирования взаимного недоверия и враждебности. Всему мировому сообществу – разрастания  нестабильности и хаоса (демократы умеют это лучше неоконсерваторов).

 

США в период президентства Обамы будут говорить с Россией на равных (а не использовать в своих интересах, как при борьбе с международным терроризмом, преодолении финансового кризиса, «разборках» с Ираном) только в случае, если Россия:

 

- восстановит потенциал нанесения США "удара возмездия";

- развернет свою политику в юго-восточном направлении, активизируя там поиск партнеров и союзников;

- устранит уродливость в своем развитии (сырьевой характер экономики, деградирующая система безопасности, освобождение территории из-за самой высокой в Евразии смертности).

 

Вот тогда будет действительно неважно, с кем Москве придется иметь дело в Белом доме.  Расслабляться не стоит.


Использованы материалы: http://www.russ.ru/Mirovaya-povestka/Obama-odin-iz-pokoleniya-mirovyh-reformatorov http://www.expert.ru/printissues/expert/2008/44/sorok_chetvertuy/ http://actualcomment.ru/daytopic/89.html http://news.km.ru/prixod_obamy_izmenitsya_li_geopo  

 


 
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments