martinis09 (martinis09) wrote,
martinis09
martinis09

Против ветхозаветной апостасии. История Христианства... (Ч. IIIБ) Ереси «жидовствующих» II-III в.

Против ветхозаветной апостасии. История Христианства от  Маркиона до Фомы Славянина, Императора Византии (Часть IIIБ). Ереси «жидовствующих» II-III веков

Гносис и ересь Оригена
(начало ч. IIIА)
ГНОСИС

«Гностицизм – философское учение, стремившееся примирить язычество с Христианством»[85], культивировалось в I-VI вв. по Р.Х. Согласно одному из гностических учений, их демиург был послан «специально евреям в качестве яхве. Гностики делили людей на три разряда: 1) связанные и ограниченные материей земные люди; 2) достигающие божественного света, духовные люди или пневматики; 3) способные возвыситься до демиурга психики. К психикам относятся иудеи, а истинные христиане суть пневматики»[86]. Это выделение «избранных» есть ни что иное, как ловушка по производству «посвященных» или «дегенаратов власти» – по сути, копируя «тайное учение» Пифагора и каббалистику.

Не случайно, что в самом начале гнозиса и во главе его можно обнаружить иудейских специалистов по дезориентации человечества, например – Филона из Александрии. Он занимался тем, чтобы влить иудаизм в эллинизм, и в результате чего эллинизм, да и культура Греции, вскоре перестали существовать. Филон и его школа генерировали и отработали методику аллегорического толкования ветхого завета[86], который унаследовал гнозис. Гностики в Новозаветном писании пытались найти параллели своим совсем не христианским философским конструкциям, «как это прежде делал Филон, и успели в этом посредством аллегорического толкования»[86].

Современная наука сравнивает гнозис 2-3 веков с масонством: «гнозис был тоже таинственным культом, куда доступ открывался лишь посвящённым. Как и масоны, гностики набирали себе адептов между различными религиозными верованиями. Некоторые из гностиков, принадлежа к какой-нибудь гностической школе, не прерывали своей связи и с Христианством, как это делают и масоны. Вступление в общество совершалось с такими же церемониями, часто странными, всегда непонятными; на обрядах лежал тот же отпечаток, восточного происхождения, как у масонов. И у гностиков, как у масонов, были в ходе таинственные имена библейского или еврейского происхождения»[86].


Самой древней гностической ложей была секта наасенов (от еврейского слова – «змей»), в которой почиталась змея, пользовались еврейской терминологией и каббалистической методикой[87].

Родственная гностическая ложа, называемая – «ператики» (от некоего Евфраата Ператика), «мировую историю представляла в виде комментария на исход евреев из Египта»[87]. Гностическая ложа Иустина/Юстина (см. выше), оперировала такими «историческими» факторами как яхве и элохим[81]. Перечисленные гностические ложи «ввели у себя настоящий культ змеи, держали её в ящике, иногда выпускали на стол, покрытый хлебами, и потом употребляли хлеб, к которым прикоснулась змея, для «священнодействия»[88]. Эти ложи составляли одну общую под названием – офиты, то есть «братство змея»[89]. Это «братство» змеепоклонников, по разным версиям, относящиеся либо к дохристианским языческим культам, либо ассоциирующих себя с «посохом Моисея», существовало дольше других гностических школ, о нём было слышно и в VI в, но отголоски его проявлялись и в поздних масонских сообществах и у «теософов Блаватской».

Гностицизм стал распространителем вируса иудаизма и его ветхозаветные истоки очевидны.

«Заслуживает внимания тот факт, что глав гностических школ и основателей гностических систем отцы христианской Церкви называли иудеями. Некоторые из них выводят все ереси, включая и гностические, из иудаизма. Надо, кроме того, отметить, что еврейские слова и имена еврейского «бога» послужили «субстратом для многих гностических систем»[90]. «У гностиков различные еврейские слова пользуются большим кредитом. Многие еврейские слова употребляются для обозначения известного обнаружения духовной жизни в догматических системах гнозиса»[91]. Гностики, «так же пользовались, как основой для своих систем терминами, заимствованными из греческого и сирийского переводов Библии. Этот факт доказывает, что главные элементы гнозиса возникли из еврейского миросозерцания. Космогонические и теологические спекуляции основываются на первой части кн. Бытия и на Иезекииле»[92]. Из некоторых источников «ясно видно, что со 2 века до Р.Х. гностические идеи были связаны с иудаизмом»[92]. Иудейский гнозис до христианской эры был тайным учением, иудейская гностическая школа того времени, «несомненно, существовала в форме толкования истории творения, и видения у Иезекииля престола-колесницы»[92], причём в среде этой школы существовал вполне талмудический «запрет рассуждать о миротворении перед двумя учениками, а о престоле-колеснице перед одним»[92].


«Очень вероятно, что немалая часть древнейшего еврейского гнозиса существует до сих пор, хотя в изменённом виде, в мистических малых мидрашах, собранных Йелинеком, и в средневековых произведениях еврейской каббалы»[92].

Следует отметить, что «иудео-христиане прибегали к гнозису»[93]. Вообще гностическая методика толкования текстов иудаизма стала одним из инструментов ветхозаветствующей апостасии, высшая ступень её развития присвоила себе статус «духовного» понимания ветхого завета. Первым таким апостатом стал Ориген, «который иногда доходил до таких объяснений, что верить в правдоподобность их теперь казалось бы наивным»[94].

ОРИГЕН

Родился в 185г. в Александрии, в греческой семье. Его отца казнили за исповедание Христа, когда Оригену было 17 лет. Ориген стал «учеником Аммония»[95], основателя школы неоплатонизма, один из трудов которого назывался «О согласии Моисея с Иисусом»[96]. В это время Ориген «нашёл приют и покой у очень богатой и очень известной женщины, опекавшей одного прославленного еретика из тогдашних александрийских»[97]. В результате в 18 лет Ориген «неожиданно» стал главой александрийского огласительного училища, где начал преподавать христианское учение желающим креститься (сменив на должности Климента Флавия – потомка знатного иудея, который оценил таланты Оригена). При этом сам Ориген отличался полным непониманием Христианской идеи, более интересуясь иудаизмом. В это время «Ориген находился в самых дружественных отношениях с евреями»[98]. В огласительном училище он оскопил себя[99], таким образом поняв слова: «есть скопцы, которые сделали себя сами скопцами для Царствия Небесного»(Мф. 19;12) (отметим, что эта крайняя форма гностицизма проявилась у секты российских скопцов, появлению которых способствовало распространение ветхого замета через английское «Библейское общество»).

После этого Ориген из одной крайности бросился в другую, а именно от буквального толкования откровенно аллегорических фраз к аллегорическому толкованию фраз, требующих, несомненно, буквального понимания. Гностической методике его обучили еврейские друзья, на примере «аллегорического толкования эллинистических мистерий»[100].  

В 216г. Ориген сбежал от очередного гонения на христиан в Палестину[101]. В 228г. палестинские епископы рукоположили его в пресвитера. Он вернулся в Александрию, и принялся создавать «первую систему христианского догматического богословия»[102]. Позднее она была квалифицирована как нецерковная. Например, в его догматической системе «Сын имеет то же значение, как эоны и плирома в гностических системах»[103]. Нет смысла перечислять все заблуждения Оригена, они достаточно известны; он старался посредством гностической методики опровергнуть вообще все догматы Христианства. «Ориген дошёл до признания души в животных, Луне, звёздах и т. п. В своей теории Ориген опирается на Св. Писание, которое почитает богодухновенным и допускающим аллегорическое, историческое, прямое и др. толкования. Характерной чертой философии Оригена является стремление согласовать Христианское учение с эллинизмом» [104]. Свои изыскания он имел обыкновение широко публиковать: «тьма еретиков стекались к нему»[105].

Взявшись защищать Христианство от Цельса, Ориген вдруг соглашается с клеветником в том, «что общество христиан может считаться противозаконным» [106]. Вместе с тем «тезис язычника о том, что христиане – заговорщики, не был опровергнут»[106], более того, Ориген сам обвиняет христиан «как заговорщиков»[107]. Эта клевета Оригена стоила в то время жизни очень многим христианам.

В 213г. Александрийский собор отлучил Оригена от Церкви. Он вновь перебрался в Палестину, в Кессарию. Местные епископы, поправ решение поместного собора христиан, «всё время прислушивались к нему и, как учителю, единственно уступали ему толкование Св. Писания»[108].

Предметом особого внимания Оригена стал ветхий завет, «исследовать ветхий завет было для Оригена столь важно, что он даже выучил еврейский язык»[109]. Считается, что вообще Ориген стал «первым учёным христианином, который стал изучать еврейский язык»[110]. В это время «Ориген находился в дружеских отношениях с раввином Ошаией, главою академии иудаизма в Кессарии, и по его собственным словам, он был знаком с иудейским патриархом раввином Иудой II»[111]. В результате таких знакомств Ориген окончательно убеждает себя в «ценности» ветхого завета для христианства, после чего он начал принимать меры для обеспечения вторжения ветхозаветщины в Церковь.

Ориген свёл воедино шесть вариантов ветхого завета, известных в то время: иудейский текст с греческим параллельным переводом, переводы Аквилы, Феодотиона, Симмаха и Септуагинту. Впоследствии этим сводом, воспользовался Иероним Стридонский, создавая латинский перевод ветхого завета – Вульгату. Работая над сводом Ориген «приобрёл у евреев в собственность подлинники иудейских книг, написанных еврейским шрифтом, и выискивал переводы, существующие помимо Септуагинты, и кроме общеупотребительных переводов Аквилы, Симмаха и Феодотиона. Не знаю, из каких тайников, где они лежали давным-давно, извлёк он их на свет Божий»[112]. Показательна степень проникновения Оригена в ветхий завет: «Ориген знает меркабу как тайную науку»[113], где меркаба есть секрет талмудического иудаизма о так называемой колеснице Иезекииля. Этот секрет культивировался в то время исключительно в узкой среде главенствовавших законоучителей иудаизма. Почему и в какой форме они доверили эту информацию Оригену?

Помимо свода переводов Ориген стал автором 6000 сочинений, в которых по-своему истолковал Новый завет и ветхий. «Более семи скорописцев писали под его диктовку, сменяясь по очереди через определённое время; не меньше было переписчиков и красиво писавших девушек»[114], при этом он был «щедро снабжён всем необходимым»[115]. Разумеется, его деятельность была обеспечена отнюдь не Церковью.

Ориген умер в тюрьме города Тира в 254 году. «Он повлиял на многих и имел много учеников»[116]. Одним из них в IV в. стал еретик Арий. В 553 г. Константинопольский Вселенский собор учение Оригена назвал ересью, а его самого предал анафеме.


О ПРОНИКНОВЕНИИ ВЕТХОЗАВЕТСТВУЮЩЕЙ АПОСТАСИИ ВО II - III ВЕКАХ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В первой трети II в. Христианство понесло значительную утрату вследствие геноцида, спровоцированного иудаизмом, в то время иудеями было истреблено более полумиллиона христиан. Геноцид обескровил христианские общины; погибли пастыри, лично знавшие Апостолов. После этого около середины II в. враги Христианства начали фабриковать еретические книги, адресуя их христианским общинам с целью дезориентировать общины и ввергнуть их в ветхозаветную апостасию. Книги координировано производились в иудействующих сектах, идеи тех книг основывались на ветхозаветных заблуждениях. Эти книги в течение некоторого времени оказались в обиходе у христиан, разумеется, уступая первенство Новозаветным книгам.
Тогда же, около середины II в., обнаружились христиане, которые решительно осудили ветхозаветствующую апостасию. В Церкви появилось значительное число их приверженцев.

Против обличителей апостасии ополчились крестившиеся иудеи. Отрекомендовав себя в качестве экспертов ветхого завета, они сумели сблизиться с иерархией Церкви. Во второй половине II
в. они внесли в Христианство еврейские книги, законы, обычаи. В результате общения с иудействующими епископы принялись интересоваться ветхим заветом. В то же время были сфабрикованы и распространены так называемые ветхозаветные «пророчества» о Христе (так например, тот же Иосиф «Флавий» в«Иудейских древностях» (приб. 70-99 гг.) цитирует Септуагинту, в которой даже не упомянается «Книга пророков» - значит, Септуагинта в I в. имела несколько иной вид, и десятилетий вполне хватило, что ветховетвующие исправили «тору»).

В конце II в. ветхозаветствующие апостаты, например, в Малой Азии, почувствовали себя могущими бросить открытый вызов Христианству, апостольской практике. Местами они сумели заменить празднование Воскресения Христова иудейским пейсахом, в результате христиане в местах, где были весьма сильны иудействующие, начали праздновать не Воскресение, а день распятия Христа иудеями.
В III в. ветхозаветствующая апостасия возбудила Оригена, близко познакомившегося с лидерами иудаизма того времени и ими же руководимого. Основываясь на ветхом завете, который он знал весьма глубоко, Ориген произвёл первую систему догматического богословия для Христианства, реформировав при этом апостольское богословие и исказив учение Христа. Одной из методик системы этого еретика был гнозис, аллегорическое и тому подобное толкование. Ориген весьма преуспел в имплантации ветхозаветщины в Христианство. Его учение продолжительное время доставляло неприятности Церкви, пока в середине VI в. не было соборно проклято.

Несмотря на мощную, тотальную и скоординированную агрессию апостасии во II-III вв., к концу этого периода лишь малая часть Христианства оказалась заражённой ветхозаветщиной, которую составили тогда небольшая часть иерархии и часть малоазийский иудео-христиане. Лишь эти две иудействующие категории почитали ветхий завет «священным писанием», и читали его.

продолжение следует…

(написано для журнала kislorod)______________________
[85] ППБЭС, т.1, с. 651-352
[86; 87; 88; 89] Болотов, т. 2, с. 172-180; 189-190; 194; 188
[90] Еврейская энциклопедия (ЕЭ), М, «Терра», 1992, т. 6, с. 597-598
[91] Болотов, т. 2, с. 175
[92; 93] ЕЭ, т. 6, с. 598-599; 605
[94] Болотов, т. 2, с. 177
[95, 96, 97] Памфил, с. 225, 216, 201
[98] ЕЭ, т.12, СС.133-134

[99, 100] Памфил, 205, 216; о скопцах см. К.Мямлин, «Гомункулы псевдорусского национализма»
[101] ППБЭС, т. 2, с. 1706
[102, 103] Болотов, т. 2, СС. 347, 339
[104] ППБЭС, т. 2, с 1707
[105] Памфил, с. 214
[106, 107] Болотов, т.2,сс. 43, 167
[108, 109] Памфил, сс. 224, 213
[110, 111] ЕЭ, т.12, сс.134, 134
[112] Памфил, с. 213
[113] ЕЭ, т. 6, с. 600
[114, 115] Памфил, с. 220
[116] ППБЭС, т.2, с. 1708
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments