martinis09 (martinis09) wrote,
martinis09
martinis09

Categories:

Кредитуй российское

Кредитуй российское. Наконец-то!

До $50 млрд выдаст Внешэкономбанку Центральный банк России на рефинансирование внешних займов корпораций, а сам начнет кредитовать банки без залога, обещал Владимир Путин. Рассчитывать не только банки и брокеры, которым уже обещаны кредиты, но и компании нефинансового сектора, заявил Владимир Путин: любой банк или компания смогут обратиться во Внешэкономбанк (ВЭБ) за кредитом для расчетов с иностранными кредиторами по займам, привлеченным до 25 сентября.

Такой шаг премьер объяснил необходимостью защитить активы российских компаний, заложенные у иностранных кредиторов. Именно об этом в пятницу премьеру рассказывал президент ВТБ Андрей Костин: «Мы делаем большие усилия, чтобы помочь нашим клиентам и чтобы те залоги, которые они сделали перед иностранными банками, не были списаны в пользу иностранных банков. В этом случае значительная часть российской экономики может переехать в другие страны».

«Условия кредита, конечно, должны быть рыночными», — сказал вчера Путин.

Условий еще нет, признался сотрудник аппарата правительства. «Принято на 100% политическое решение, теперь оно будет прорабатываться дальше. Коллегиальным его назвать нельзя, [министр финансов Алексей] Кудрин и [председатель ЦБ Сергей] Игнатьев до последнего были против», — знает куратор джиар-направления одной из корпораций.

«Мы прибегнем к помощи ВЭБа, поскольку для активной глобальной экспансии и финансирования покупок зарубежных активов мы прибегали к привлечению кредитов зарубежных банков, и нам эта помощь сейчас будет очень кстати, — считает гендиректор UC Rusal (общий долг компании — $14 млрд) Александр Булыгин. — Такие действия правительства не отразятся на инфляции и стабильности рубля».

«Это здорово! Путин — гигант!» — комментировал решение Путина владелец АФК «Система» Владимир Евтушенков: «Система» постарается прибегнуть к помощи ВЭБа, чтобы уменьшить размер внешнего долга (чистый долг компании — $7,2 млрд).

На счет ЦБ будут выкупаться долги российских компаний у иностранных кредиторов — на сумму выданных ВЭБом кредитов Центральный банк разместит депозиты в ВЭБе. Пока их лимит устанавливается в $50 млрд, объявил Путин. Премьер также предлагает разрешить ЦБ беззалоговое кредитование, «что позволит в сжатые сроки поддержать банковский рынок необходимой ликвидностью». Путин напомнил, что Минфин таким образом уже размещает деньги в 28 банках, но круг получателей средств от ЦБ «будет значительно шире». А для поддержания рынка межбанковских кредитов ЦБ сможет заключать соглашения с банками о возмещении им части убытков, возникающих от таких операций.

Государство уже обязалось покрыть убытки Сбербанку, ВТБ и Газпромбанку от кредитования операторов рынка биржевого репо: 75 млрд руб. будут направлены в капитал ВЭБа, объявил Путин, до 250 млрд руб. эта сумма будет увеличена за счет бюджета следующего года. «Готовности государства принимать на себя эти риски оказалось достаточно, чтобы десятки миллиардов рублей вернулись на рынок», — рассказал член правления госбанка.

Между тем:Standard & Poor’s поместило на пересмотр с негативным прогнозом рейтинг Внешэкономбанка после приобретения Связь-банка и оказания ему финансовой помощи (для этого ЦБ выделил ВЭБу $2,5 млрд). Правительственные меры требуют дополнительного изучения с точки зрения влияния на рейтинг, все зависит от качества, объема активов и условий рефинансирования, предупреждает замдиректора парижского офиса S&P Екатерина Трофимова.

Банкиры предлагали ЦБ установить лимит беззалогового кредитов
ания в 50% от капитала банка-заемщика, говорит один из членов Ассоциации российских банков.

Выбор ВЭБа для рефинансирования внешних долгов пусть и не идеальный вариант, но решительный шаг властей, способный оперативно изменить ситуацию, говорит предправления Оргрэсбанка Игорь Коган.

ВЭБ получит деньги от ЦБ после поправок в законодательство, позволяющих размещать в нем золотовалютные резервы страны, едины чиновники Минфина, аппарата правительства и сотрудник самого ВЭБа. «ВЭБ будет, по сути, транзитным счетом, через который деньги от ЦБ пойдут компаниям», — говорит сотрудник банка.

Замминистра экономразвития Андрей Клепач пообещал, что конкретные подходы этих операций будут выработаны в самом ВЭБе, и усомнился, что кредитами смогут воспользоваться офшорные компании.

Помощник президента Аркадий Дворкович в этом не сомневается: главное, чтобы ресурсы привлекались для финансирования активов на территории России. Как именно объявленные меры будут оформлены, еще не решено, но «все будет сделано очень быстро», заверил Дворкович.

Получить комментарии в ЦБ не удалось. Можно и не дожидаться поправок в законодательство, у правительства «деньги есть», говорит чиновник Минэкономразвития: профицит, запланированный в объеме 1,43 трлн руб., по факту будет более 2 трлн руб.

В феврале, по словам правительственного эксперта по бюджетному процессу, профицит должен быть зачислен в фонд национального благосостояния, а до этого срока «лишними» деньгами можно распоряжаться.

По оценкам аналитиков инвестбанка «Траст», в IV квартале корпоративному сектору предстоит погасить евробондов и синдицированных кредитов минимум на $11 млрд, а в следующем — на $40 млрд. Целевое использование ЗВР на погашение внешнего долга гораздо лучше, чем «просто так их выбрасывать», компенсируя отток капитала, одобряет главный экономист «Тройки диалог» Евгений Гавриленков. Привлекательные ставки послужат сигналом, «зачем идти на внешний рынок, если на внутреннем неплохо кредитуют», беспокоится Демкин: тогда помощь государства потребуется еще и еще — так можно все, что накоплено за восемь лет, спустить в одночасье «на кризис». Помощью ВЭБа могут воспользоваться и те, кому она не нужна, не исключает аналитик банка «Траст» Алексей Демкин: например, крупные компании, которые в состоянии расплатиться с внешними долгами самостоятельно.

Если не будет кампанейщины и деньги будут выдаваться не только «своим», это очень хорошая мера, ярко демонстрирующая поддержку государства, убежден вице-президент РСПП Игорь Юргенс. Бывший руководитель департамента ЦБ и Минфина Андрей Черепанов их трактует иначе: заявленные меры свидетельствуют, что правительство и ЦБ — на грани паники, но пока боятся признаться, что финансовая система страны в кризисе.

Аналитики «Ренессанс капитала» пишут, что риски рефинансирования уже не будут сдерживать банки от наращивания объемов кредитования, можно рассчитывать на 20%-ный темп роста банковской системы в следующем году.

Следует ли ждать других антикризисных мер, Дворкович не сказал: «Мы будем следить за ситуацией на рынке. Если новые решения потребуются, то будем принимать меры».
    http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2008/09/30/162969 

Финансовый рынок: Российский урок для США

Так получилось, что в последнее время администрация США делает именно то, что внешние советники советовали не делать российскому правительству в 1990-е гг.: тогда рекомендовалось прекратить субсидировать экономику страны за счет низкой (отрицательной в реальном выражении) процентной ставки, значительно сократить дефицит бюджета. Похоже, теперь американские власти все более активно используют этот опыт российского руководства, причем не только этот. 

Как известно, в 1990-е гг. в российской финансовой системе в результате такой опасной комбинации, как чрезмерная мягкость налогово-бюджетной политики и жесткость политики кредитно-денежной, накопилось множество дисбалансов. Одним из них были взаимные неплатежи между предприятиями. В условиях, когда все денежные средства вкладывались в краткосрочные и высокодоходные ГКО, а остальным субъектам экономики кредитные ресурсы были фактически недоступны, недостаток денег компенсировался быстро растущими денежными суррогатами, такими как векселя и долговые обязательства по просроченной задолженности, в результате чего их объем значительно превышал объем денежной массы в обращении. Неудивительно, что инфляция оставалась высокой: эмиссию денежных суррогатов ЦБ не мог контролировать, а цены производителей росли ускоренными темпами на этом фоне. Все шло хорошо до тех пор, пока денежные эквиваленты циркулировали внутри корпоративного и банковского секторов, но налоги и заработную плату надо платить настоящими деньгами. Властям приходилось время от времени вмешиваться — разрешать взаимозачеты и переводить «заменители денег» в денежную форму. Понятно, что при каждом вмешательстве сверху инфляция резко ускорялась, а российские власти получали очередную порцию критики со стороны МВФ и других внешних советников.

Сейчас ФРС и казначейство США столкнулись с аналогичной проблемой: необходимо свести к минимуму гигантские объемы виртуальных денег (структурные продукты и деривативы, которые впитали в себя проблемные долги) и монетизировать оставшуюся их часть. Все это очень напоминает ситуацию с российскими неплатежами и векселями 90-х. Это означает рост госдолга и дефицита бюджета. В такой ситуации вряд ли доллар будет укрепляться против мировых валют.

Таким образом, российские проблемы 90-х гг. воспроизводятся на американской земле. При этом Россия может даже выиграть в сложившейся ситуации — по крайней мере, есть надежда получить передышку после болезненного падения фондового рынка в августе — сентябре. История с «Мечелом», конфликт вокруг ТНК-BP и конфликт в Южной Осетии, безусловно, не прибавили оптимизма инвесторам, вкладывающим средства в российские бумаги. Из внешних факторов наиболее значимыми были вышеупомянутый резкий рост курса доллара ко всем мировым валютам и снижение цен на сырьевые товары. Это наряду с общей нестабильностью в мире способствовало масштабному оттоку капитала из России, что, в свою очередь, вызвало дефицит ликвидности на российском денежном рынке и рост процентных ставок. Если доллар все-таки начнет слабеть под гнетом новых обязательств правительства США, то сырьевые товары, скорее всего, подорожают. Направление движения капитала тоже может измениться в этих условиях (капитал вновь потечет из американской экономики), что принесет некоторое облегчение российской финансовой системе и экономике в целом.

Хотелоь бы отметить, что появление международных рынков капитала и постепенное распространение полной обратимости на остальной мир сопровождается последовательным замедлением темпов роста мировой экономики. Не стало исключением и нынешнее десятилетие, особенно для стран, глубоко интегрированных в западные рынки (которые в России принято отождествлять с «мировой экономикой»). Дело в том, что возраставшая гипертрофия финансовой сферы (как и сферы обращения в целом) имеет своим очевидным следствием отвлечение ресурсов из реального сектора и его угнетение. Ситуация усугублялась тем, что к руководству экономикой все чаще приходили «финансовые гуру», или, проще говоря, счетоводы с сомнительной репутацией. Выскажу крамольную мысль – до тех пор, пока управленцами становятся экономисты и юристы, в ней не будет порядка.

Чем заканчивается эта гипертрофированность – видно на фоне разворачивающегося финансового кризиса, который явно по своим масштабам превзойдет «Великую депрессию» конца 20-х годов.  Если  грубо можно было назвать «кризисом перепроизводства», то надвигающийся кризис можно назвать кризисом «гипертрофии финансовой сферы», вовлеченности мировой системы в неконтролируемую эмиссию мировой валюты (ее эрзаца – доллара)  со стороны «оплота либерализма» - США.

После серии провалов и кризисов на новых рынках Азии и России, где идея оголтелой либерализации  не прошла (а попросту западному капиталу не удалось скупить основные активы), спекулятивный капитал «вернулся домой».   Крупнейшие развивающиеся страны (не говоря уже о нефтеэкспортерах), понемногу достигли самообеспечения капиталом и зафиксировали избирательное использование иностранных инвестиций. Деньги и институты развитых стран оказались лишними в начатой ими самими финансовой глобализации. Оказавшись запертыми на самих себя, финансы Запада начали самоуничтожение.

В особенно тяжелом положении находятся США. В новом веке доллар окончательно перестал представлять собой мировые монополии - производственную, технологическую, информационную, рейтинговую и т.д. Качества (свойства, функции) этой валюты оказались подвергнуты сомнению – в особенности в роли средства накопления (сбережения). Оставаясь (пока) средством расчетов и платежей, доллар вполне удовлетворителен: древний закон гласит, что в обращении остаются «плохие» деньги.   

Теоретически у США есть шансы остться на плаву еще какое-то время - при условии, что в спасение этого рынка включаться Китай и Япония, только даже активы этих двух стран не смогут полностью спасти все американскую экономику и изменить сознание граждан США. Эта страна еще должна пройти через свой катарсис. Сейчас она стоит перед выбором - либо спасение инвестиционных институтов, получив в замен обесценивание своей валюты и инфляцией, либо полным коллапсом экономики.

Но даже помощь всей мировой системы в любом случае не спасет США от "просадки", вопрос только в том, по какому сценарию пойдет развитие событий - по мягкому (5 лет) или жесткому сценарию - в ближайшее время. Дефолт США неизбежен, вопрос только когда это произойдет. Касательно же аналогии с Россией 90-х –  ситуация в США может повторить не только российский 1998 год, но и 1991 - год развала Советского Союза.


http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2008/09/30/162938 http://martinis09.livejournal.com/54859.html#cutid1



На фоне финансового кризиса США пытаются воскресить Монро - показатель менталитета жителей этой страны

В Палату представителей конгресса США внесена резолюция, в которой говорится, что Палата представителей считает развертывание российских Вооруженных сил в Западном полушарии опрометчивым и провокационным и нарушающим доктрину Монро

Факты:
Выдержки из проекта резолюции, внесенного в комитеты по Вооруженным силам и по иностранным делам Палаты представителей конгресса США «для рассмотрения и голосования»: «Палата представителей конгресса США считает развертывание российских Вооруженных сил в Западном полушарии опрометчивым и провокационным и нарушающим доктрину Монро…»  «25 сентября премьер-министр России Владимир Путин объявил о том, что Россия готова оказать содействие Венесуэле в развитии программы ядерной энергетики… Конгресс США считает получение венесуэльским диктатором Уго Чавесом программы ядерной энергетики или ядерных вооружений смертельной угрозой для мира и национальных интересов США». «…Доктрина Монро остается краеугольным камнем внешней политики США в Западном полушарии… Палата представителей призывает президента США Джорджа Буша, следуя укоренившейся традиции президентов Авраама Линкольна, Гровера Кливленда, Теодора Рузвельта, Джона Кеннеди и Рональда Рейгана, решительно реализовать доктрину Монро». «Палата представителей приветствует и одобряет необходимость принятого 12 июля 2008 года решения о восстановлении четвертого флота ВМС США».
 

Обращаться к пресловутой "доктрине" в связи с развитием российско-венесуэльских отношений – это значит жить не просто позавчерашним днем, а вообще в ином измерении. 

Автор доктрины – пятый президент США Джеймс Монро (1758-1831 гг.), бывший неудачливый дипломат, губернатор и сенатор. В Белом доме ему удалось пробыть два четырехлетних срока. Наибольшее внимание Монро уделял внешней политике. Вместе с ретивым государственным секретарем Квинси Адамсом он составил послание конгрессу и отправил сенаторам 2 декабря 1823 года. Послание получило название «доктрина Монро», а его суть выражалась простым и нахальным лозунгом: «Америка для американцев».

В послании говорилось о том, что Соединенные Штаты будут сопротивляться попыткам Старого Света, то есть Европы, распространить свое влияние на Западное полушарие, что Америка, населенная цивилизованными народами, не может более служить областью колонизации со стороны европейских государств и, наконец, что европейцы не должны вмешиваться в отношения американских государств между собой – как Америка не вмешивается в дела европейские. Последняя декларация звучала угрожающе: любой шаг к вмешательству будет расцениваться Североамериканскими Соединенными Штатами как вызов лично им. В общем, Штаты «застолбили» за собой целый континент.

Очень скоро доктрина Монро стала главным и определяющим принципом американской политики. Более того, из пропитанного болезненным самомнением документа неоднократно пытались сделать догмат международного права, расширить его значение и закрепить в нем право Соединенных Штатов на вмешательство во внутренние дела других американских государств.

Политическая и экономическая экспансия на весь континент дала уродливые ростки вроде «банановых республик» и бесконечной череды диктаторских режимов, сменявшихся по воле Вашингтона. Фактически – протекторатов «свободной страны».

В наши дни доктрина Монро истолковывается уже как «Весь мир для США». В умах американских граждан убежденность в том, что они – единственные хозяева Западного полушария, засела крепко, как вбитый в дерево гвоздь. Во время Карибского кризиса (октябрь 1962 г.), когда американская разведка обнаружила советские тактические ракеты на Кубе, президент Джон Кеннеди пытался объяснить советскому правительству, что простые американцы этого не поймут: есть же доктрина Монро! Премьер Хрущев, в свою очередь, не понимал какую-то там сугубо американскую доктрину: «Куба теперь свободная страна. А ваши ракеты стоят в Турции!» И тем не менее США, руководствуясь все теми же универсальными идеями Монро, организовали морскую блокаду вокруг нового независимого государства. Не так давно свои корабли США направляли и в Черное море.

Политические жандармы из конгресса США, одобряющие любую инициативу Белого дома об усилении американского присутствия по периметру российских границ, вероятно, примут еще не один проект «монровской» резолюции по поводу «российской экспансии в стране с недружественными США режимами», цена этой и подобным ей резолюциям, как говаривал один литературный персонаж, знакомый бравого солдата Швейка, - дерьмо. Мудрый, знаете ли, был человек.

по материалам  
http://www.km.ru/magazin/view.asp?id={7AC12406-3A07-44CD-A73F-A3D80A817943}

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments