martinis09 (martinis09) wrote,
martinis09
martinis09

Categories:

Конец ялтинской системы мирового порядка

 
Конец ялтинской системы мирового порядка
 
Старая ялтинская система мирового порядка рушится. Было много факторов разрушения этой системы, но краеугольным камнем, безусловно, стало признание независимости Косово. А подготовленное США нападение Грузии на Осетию, практически ее добило. Что делать России и кaкой должна быть ответная стратегическая линия на действия СШАмы уже обсуждали, а вот что будут продолжать делать Соединенные Штаты – еще нет. Рассмотрим часть из этих действий.

Новый мировой порядок
 
Совершенно понятно, что основной причиной противостояния США и СССР было не противостояние идеологий. Главным аспектом того, что было названо «холодной войной» являлась борьба с Россией, как единственным геополитическим соперником на тот момент. США до недавнего времени считали себя победителем, который определяет архитектуру и планирует передел модели нового мира. Прежде всего, Штаты не устраивает сложившаяся политическая структура мира, поэтому предполагают в скором времени распад ООН, т.к. эта организация полностью блокирована двумя прямо противоположными взглядами. Взамен США пойдут на создание «Лиги демократий». Россию, понятно, в нее не включат, как и многие страны, которые не поддерживают линию США, и будут «держать на крючке» условиями включения, подобно, как в истории с вступлением в ВТО.
 
США планомерно предпринимает действия, направленные на подавление своих соперников, вновь относя к таковым современную Россию, а также восходящие Китай и, возможно, Индию. Потенциальную угрозу США видят и в Европейском союзе. 

Современная цивилизация находится в крайне высокой зависимости от источников энергии и не случайно, что все действующие сегодня зоны напряженности и конфликтов имеют прямое отношение к путям транзита газа и нефти.

США пытаются протолкнуть в НАТО «Положение о совместной обороне» для контроля над энергетическими ресурсами - вовлечение стран альянса на помощь любому участнику военного альянса, например, тем же США, в случае угрозы его энергетической безопасности. Это положение также может обеспечить НАТО мандатом нападения на Россию и другие страны-экспортёры энергоресурсов, включая Иран, Туркменистан, Ливию и Венесуэлу с целью получения контроля над энергетическими и другими природными ресурсами этих стран. 

Стоимость энергоресурсов 

Будут предприняты попытки обвалить стоимость энергоресурсов, для ослабления влияния России, как удалось это сделать в начале 80-х с Советским Союзом с помощью договоренностей с Саудовской Аравии. Несмотря на то, что это сделать будет намного сложнее – на рынок вышли новые мощные потребители ресурсов, в первую очередь Индия и Китай. Попытки контролировать цены на нефть предпринимаются через своего агента в ОПЕК, где на последнем заседании пытались договориться о снижении добычи - Саудовская Аравия покинула заседание организации, сославшись на «собственное мнение» о количестве добываемой нефти.

Постараются преодолеть запреты на разработку месторождений и на территории США. Выбор Сары Пэйлин,  губернатора Аляски (сторонницу увеличения добычи нефти и прокладки нефтепроводов по заповедникам), на должность кандидата в вице-президенты обусловлен и интересами нефтяных компаний.

Европа и региональные этнические конфликты.

Европа с одной стороны является союзником США, с другой стороны – конкурентом, которого нужно ослабить. Европа сейчас заинтересована стать самостоятельным геополитическим полюсом. «Континентальную» Европу объединяют с Россией геополитические интересы. Между тем, переставшая воевать Европа большей частью себя напрограммировала на слишком светлое будущее и сонно нежится под крылом военной мощи США, чем Штаты и пользуются.

США, кроме культурно - цивилизационной общности, играют на нескольких вещах. Во-первых, на зависимости европейцев от поставок нефти и газа из Персидского залива. Вашингтон тем самым добивается разделения с ним приоритетов по обеспечению безопасности на Ближнем Востоке. Во-вторых, Штаты играют на противопоставлении континентальной Европы странам «молодой демократии» (креатурой США и главных критиков России). Это позволяет противиться освобождению зависимости от Саудовской Аравии и установлению прочные партнерские отношения с Россией в нефтегазовой области (с этим же связаны скандалы с транзитными странами и противление новому газопроводу через Балтийское море).

Поэтому в США выдвинута доктрина способствования появлению малых националистических государств в Европе - мелких вассалов США, которые ревностно выполняют поручения своего «хозяина». В эту доктрину прекрасно вписываются создание возможных региональных этнических конфликтов (РЭК) в Европе.

Сегодня очевидно, что РЭК на Балканах и в Косово готовился и осуществлялся много лет подряд, он есть результат кропотливой работы по достижению политических целей США в Европе. Такая работа может быть продолжена.

США в первую очередь стремятся контролировать жизненно важный для Европы транзит энергоресурсов, а управляемые конфликты самый дешевый и действенный инструмент такого контроля. Правда, рискованный - конфликты часто выходят за рамки, изначально им предназначенные стратегами. РЭК в зоне сырьевых коммуникаций создает возможность ввести войска и создать военную базу. Не случайно свою самую крупную военную базу за пределами США построили на территории Косово всего в 15 км от того места, где может пройти «Набукко» (проектируемый США газопровод Туркмения - Азербайджан – Грузия – Турция и т.д).

Штаты делают это ради собственного выживания и дальнейшего процветания. В прошлом веке США, будучи несоизмеримо более слабым государством, чем сейчас, принимали деятельное и эффективное участие в подготовке двух мировых войн, благодаря которым и стали сверхдержавой. У США, есть свой успешный исторический опыт развития и процветания за счет европейских войн, план Маршалла и достигнутые за счет его выполнения результат – яркий тому пример. Создание конфликтов за пределами США способствует укреплению доллара, что многократно доказывалось на недавних примерах.

Большая война в Европе не может случиться сегодня или завтра, хотя бы потому, что Европа самый большой рынок мира. А вот если на мир обрушится финансовый кризис, если торговля остановится - тогда в силу вступят другие аргументы. США планируют свою политику на много лет вперед. Очевидно, что часть планов Америки в последние десятилетия так или иначе реализуется. США реально 'делает' значительную часть истории, причем после падения СССР эта часть заметно увеличилась.

США лучше, чем сами европейцы, понимают, что в перспективе десятилетия большая война в Европе скорее всего неизбежна, как результат катастрофических глобальных перемен. Такая война априори будет войной мировой, то есть обязательно вовлечет в себя неевропейские силы. США могут заранее готовить позиции в Европе для такой большой войны.

Тот, кто захочет конца ЕС как экономической сверхдержавы, суперфедерации, теоретически способной нарастить собственную военную мощь, может быть тоже сильно мотивирован поддержать развитие РЭК в Европе. Сегодня конца ЕС не желает никто из ключевых геополитических игроков. Но завтра все может быть по-другому.

Потенциально готовы к РЭК Судетская область Чехии, Босния и Герцеговина как части Югославии с непонятным пока государственным статусом, Воеводина - область Сербии, Южная Словакия - область Словакии, Закарпатье - область Западной Украины, Трансильвания - область Румынии.

Россия

После самостоятельных шагов России по отражению агрессии Грузии с военной точки зрения США столкнулись с серьезной стратегической дилеммой - ограниченные возможности. Штаты серьезно раздумывали над военно-морской вариантом, при котором они блокировали бы четыре доступных выхода в океан - Японское, Черное, Балтийское и Баренцево моря, для чего имеют достаточно средств, чтобы сделать это и без помощи союзников (маловероятно, чтобы Совет НАТО единогласно поддержал бы блокаду России, которая явилась бы актом войны).

Хотя блокада такого рода, несомненно, причинила бы ущерб, Россия, в конце концов, сухопутная держава. Существует возможность доставки и импорта товара через третьи страны, потенциально возможно получать и отправлять ключевые продукты через европейские и турецкие порты (и порты Ирана, между прочим).

Более того, любое открытое действие США против России приведет к противодействию. Во время 'холодной войны', Советы атаковали американские глобальные интересы, не посылая в бой своих войск, но поддерживая некоторые режимы и группировки оружием и экономической помощью. Вьетнам был классическим примером, где связали полумиллионную группировку американских войск, не рискуя своими крупными силами. По всему миру СССР проводил политику свержения недружественных и помощи режимам дружественным, заставляя США или принимать просоветские режимы, как на Кубе, или воевать с ними, неся несоразмерные потери.

В текущей ситуации российский ответ может ударить в сердце стратегии США в исламском мире. В долгосрочной перспективе, Россия не заинтересована в усилении исламского мира - но в данный момент она имеют существенный интерес в поддержании США в состоянии дисбаланса, и в изматывании сил их войск. Россия имеет давнюю историю поддержки режимов Ближнего Востока поставками оружия, и неслучайно, что первый лидер, с которыми встретились после событий в Южной Осетии, был сирийский президент Башар Асад. Это недвусмысленный сигнал о том, что если США агрессивно ответят на российские действия в Грузии, Москва поставит широкий спектр вооружений в Сирию, и в Иран. Так же Россия может послать оружие группировкам в Ираке, которые не поддерживают существующий режим и также таким группам, как 'Хезболла'. Москва может также поощрить Иран на лишение поддержки иракского правительства, и снова ввергнуть Ирак в конфликт. Наконец, Россия может начать продавать оружие 'Талибану', и предпринять действия по дальнейшей дестабилизации Пакистана.

В настоящий момент Штаты столкнулись с проблемой, что Россия имеет варианты активных действий, а США – нет, что делает их чрезвычайно уязвимыми.

Правительство США пытается продумать, как оно может сохранить свое давление в исламском мире, и воспротивиться возрождению России в странах бывшего СССР. Если Штаты могли бы быстро и победно закончить свои войны в регионе, это было бы возможно. Но Россия имеет возможность затянуть эти войны, и даже без этого, способность Штатов завершить эти конфликты серьезно ограничена. США могут существенно увеличить размеры своей армии и развернуть силы в Прибалтике, на Украине и в Средней Азии, чтобы воспрепятствовать этим планам, но потребуются годы, чтобы сосредоточить эти силы, и активное содействие Европы, чтобы их развернуть. Поддержка Европы была бы ключевым фактором, но эта война не вызывает аппетита в Европе в целом, и Германии в особенности.

Логистическая задача может быть решена, но реальная сердцевина этой проблемы - не просто сохранение силы США в исламском мире, а способность России, используя торговлю оружием и секретные операции, значительно ухудшить ситуацию. С активной позицией России, вдобавок к текущей реальности, стратегическая ситуация в исламском мире может быстро выйти из-под контроля.

Таким образом, США попали в капкан, завязнув в исламском мире. Они не имеют достаточно сил, чтобы блокировать влияние России на территории бывшего СССР и, если они попытаются заблокировать Россию флотом или авиацией, то сталкиваются с опасным ответным ударом в исламском мире. При этом потенциально Россия  в состоянии создать стратегическую угрозу, которая  превзойдет угрозу, исходящую от исламского мира.

Сейчас США должны принять фундаментальное стратегическое решение. Если они остаются приверженцами текущей стратегии, они не смогут ответить России. Если они не ответят в течение ближайших 5-ти или 10-ти лет, то окончательно потеряют единоличное мировое влияние и будут вынуждены скатиться к паритету «холодной войны».

В общих чертах США имеет четыре альтернативы:

1. Попытка добиться с Ираном такого соглашения, которое гарантировало бы нейтральную стабильность Ираку, и позволило бы провести быстрый вывод американских войск оттуда. Иран является ключевым игроком. Также возможно, что Иран не доверяет набирающей силу России, и хотя Тегеран, вероятно, испытывает искушение начать действовать вместе с Россией против американцев, Иран мог бы рассмотреть возможность урегулирования противоречий с Штатами, если США сместят фокус своего внимания в иной регион, что высвободит США из Ирака. Но Иран может не согласиться с подобной сделкой, или, согласившись, не будет соблюдать ее в дальнейшем.

2. Начать переговоры с Россией, предоставить ей право на желаемую сферу влияния на просторах бывшего Советского Союза, в обмен на гарантии России не проецировать силу на Европу. Россия еще долгие годы будут заняты консолидацией своих позиций, предоставляя США время для придания энергии НАТО. С одной стороны, это даст возможность Штатам продолжать свою войну в исламском мире. С другой стороны, это создаст условия для повторного возникновения мощной России, которую будет также трудно сдерживать, как Советский Союз.

3. Не заниматься Россией и оставить эту проблему европейцам, это позволит США продолжить войну в исламском мире и заставит действовать европейцев. Но европейцы слишком разделены и зависимы от России, чтобы ей сопротивляться. Эта стратегия ускорит подъем России.

4. Быстро выпутаться из Ирака, сохранив остаточные силы в Афганистане. С одной стороны, это создаст резервные силы, чтобы укрепить Прибалтику и Украину, что может удержать Россию в бывшем СССР. С другой стороны, это создаст хаос в исламском мире, угрожая режимам, которые встали на сторону США, и потенциально оживит эффективный международный терроризм. Компромисс - между угрозой гегемонии в Евразии и нестабильностью и террористической угрозой из исламского мира.

Продолжение войны в исламском мире имеет сейчас намного более высокую цену, чем когда она начиналась, и Россию оценивают потенциально как значительно более серьезную угрозу, чем исламский мир. То, что возможно было рациональной политикой в 2001-м и 2003-м годах сейчас оказалось весьма опасным предприятием, потому что  Россия теперь имеет возможность сделать позиции США на Среднем Востоке намного более сложными.

Аналитики настаивают на сворачивании войн в Ираке и Афганистане и развертывание своих сил для сдерживания нарастающего российского влияния, аргументируя тем, что Россия опаснее разрозненного исламского мира. Череда войн между исламскими странами оставят выжившими вооруженные группировки, с кем США просто придется иметь дело. Это не идеальное решение, но время для американской войны в исламском мире, по всей видимости, ушло.

Аналитики не ожидают, что США выберут этот вариант. Сложно выйти из конфликта, который длился так долго, когда еще не кристально ясно, что русские действительно будут угрозой в будущем (намного проще делать такие предложения, чем президенту воплощать их в жизнь). Вместо этого, США попытаются усложнить ситуацию для России с помощью жестов и полумер.

Тем не менее, американская государственная стратегия находится в кризисе. США не имеют достаточно сил, чтобы справляться с двумя угрозами, и должны выбрать одну из них. Выбор: иметь дело с исламской угрозой или российской. При этом Россия для США представляется более опасной.

Разведка США не ожидает немедленного изменения в американском стратегическом развертывании, но думает, что придется сожалеть, если этих изменений не произойдет. Имея в виду посещение вице-президентом США Диком Чейни кавказского региона, считают, что сейчас настало время увидеть какие-либо изменения во внешней политике. Если Чейни не будет говорить с русскими, он должен говорить с иранцами.

В любом случае будет продолжена политика окружения России барьером, планируемым англо-саксами еще в начале ХХ века. Цепочка Эстония – Латвия – Польша - Украина - Грузия будет удлиняться. Для этого будет продолжены попытки смены режимов под видом «оранжевых революций» как в Средней Азии, так и Монголии.

Не будем забывать, что Россия и постсоветское пространство остаются в сознании значительной части американского политического и экспертного сообщества частями бывшего СССР - государства, главного идейно-политического и военного противника США на протяжении десятилетий. Любые процессы, связанные с политической и экономической реинтеграцией постсоветского  пространства, развивающиеся без прямого или косвенного участия США и их союзников, рассматриваются ими как источник возможной потенциальной угрозы распространения "неоимперского" влияния РФ.

Будут использованы обострение конкурентной политической и экономической борьбы в регионах бывшего СССР, особенно за доступ к сырьевым ресурсам, за контроль над путями их транспортировки и международными транспортными коридорами, что неизбежно потребует от руководства США все большего вовлечения в развитие международно-политической ситуации на постсоветском пространстве.

Политика США в различных частях Евразии выстраивается под влиянием конъюнктуры, которая зачастую определяется ситуацией вне этого региона. Приоритет американского внешнеполитического планирования и деятельности сохраняется за глобальными, долговременными целями внешней политики. Достижение американских прагматических экономических, политических и военных целей неизбежно связано с тем, что действия США на постсоветском пространстве и в сопредельных регионах будут прямо и косвенно способствовать возникновению новых и эскалации существующих политических  и военных конфликтов.

Также очень велика «вероятность интернационализации конфликтов - вовлечения внешних сил (в том числе США и НАТО) в косвенное участие в этих процессах, в первую очередь в формате их урегулирования. Такое участие, например, в качестве миротворческих контингентов или гарантов безопасности одной или нескольких сторон позволит США и НАТО расширить свое присутствие на постсоветском пространстве и свою вовлеченность в развитие международно-политической ситуации не только на нем, но и в сопредельных регионах» - эти слова эксперта были сказаны за полгода до начала конфликта в Южной Осетии.

Если в развитие конфликта участие войск Грузии в ближайшие месяцы маловероятны в связи с состоянием ее армии, то провокаций там ждать можно в любое время. Высока вероятность создания напряженности и конфликта с Украиной через агента Штатов - президента Ющенко, которому практически нечего терять.

США всячески продолжат давить Россию за влияние, которое она оказывает на соседние с ней бывшие советские республики, за поддержку отколовшимся от Грузии и Молдавии республикам и за продажу Россией оружия Венесуэле, Сирии и Ирану.

Для выполнения стратегии в Вашингтоне решено использовать небольшие европейские страны, которые также участвуют в критике действий России, в то время как основные державы воздерживаются от этого. Этими же силами оказывается противодействие строительству газопровода по дну Балтики.

Решения о приостановке участия России в ДОВСЕ было подвергнуто жесткой критике, несмотря на то, что Россия единственная, кто его выполняла. Европейцев и Вашингтон не смущает то, что они сами до сих пор не ратифицировали этот договор, хотя с момента его подписания прошло уже больше 10 лет. 

Будут продолжено финансирование «либеральных правозащитных» организаций, а фактически агентов влияния. Продолжат засылаться украинские активисты движения «Отпор», возобновлено завядшее в одно время спонсорство террористов на Кавказе и не только. 

Откровенно провозглашена необходимость полной готовности для противостояния в военном отношении как России, так и Китаю.

Инициатива «безопасности» в Персидском заливе

… продолжение в  http://martinis09.livejournal.com/50320.html#cutid1 
 
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments