?

Log in

No account? Create an account
First they ignore you, then they laugh at you, then they fight you, then you win.< Mohandas Ghandhi
Сначала Вас игнорируют, потом смеются над Вами, потом борются с Вами, а потом Вы побеждаете. М.Ганди
Столкновение цивилизаций на «поле права» 
9th-Feb-2010 05:41 pm

Столкновение цивилизаций на «поле права»

Влияние различий правовых систем на развитие экономик «моря» и «суши»

 

Развитие экономик цивилизаций с разной философией лежит и в области применения права. Так основные характеристики различных правовых систем - романо-германской («философия суши») и «общего права» (англо-саксонской или «философии моря») - непосредственно влияют и на принципы хозяйствования, провозглашенные в качестве базовых в каждой из них.

 

Одно из главных различий между двумя рассматриваемыми правовыми системами заключается в определении формальных источников права. В различных системах закон, обычай, судебная практика, доктрина, справедливость имеют разное значение. Система права «философии суши» носит строго выстроенный, практически религиозный характер, нормы такого права почти не подвержены изменениям (если изменения и происходят, то длинный путь такого изменения лежит в строго иерархической системе). В странах «философии моря» законы - это лишь модель, нарушение которой считают естественным, если того требует необходимость («юридическое обоснование Manifest Destiny» - пример правоприменения во внешней политике). При этом  судебному решению придается значение, выходящее за рамки данного процесса, и зачастую это решение служит для того, чтобы поправить в ту или иную сторону формальную норму действующего права.

 

Безусловно, это связано с различиями в процессе формировании элит – «элиты суши» и «элиты моря», нашедшими свое отражение и в формировании системы права. Влияние на этот процесс оказало и различие в религиозных традициях и структуре конфессий - строгая иерархия католической церкви и протестантизм  представляющий собой совокупность многочисленных и самостоятельных церквей, не имеющих единой главы. При этом протестантизм в Англии не был делом рук реформаторов: с самого начала это движение было неразрывно связано с политической историей Англии, как и устранение (включая физическое) церковных иерархов. Поскольку церковь тогда непосредственно участвовала во многих судебных разбирательствах, а священники зачастую исполняли роль судей, не удивительно, что структура и традиции различных конфессий нашли свое отражение и в современной судебной системе.

 

Резкая критика протестантизмом церковных институтов, индивидуализация духовного начала, принцип аскетизма и принцип личного обогащения возведенные в религиозную добродетель сформировали весьма специфичное мировоззрение. Все вышеперечисленные качества дали толчок для преимущественного распространения англосаксонского «производительного типа капитализма», со временем переродившегося в его «либеральную версию».

 

Выделяя отдельно англосаксонскую судебную систему, положение судей в ней, с известными оговорками, можно сравнить с положениями раввинов, дающими собственные трактовки различным частям Торы (которые по своей форме изначально отданы на откуп иудейским священнослужителям). Это еще одна причина (кроме вышеозначенных, а также непосредственного участия капитала иудейских работорговцев в создании Банка Англии и взаимосмешения соответствующей финансовой элиты с английской элитой в конце 17 века) по которой традиции англосаксов были названы М. Вебером «английским гебраизмом».

 

Хотя в теории обе системы права – и «романо-германская» и «общего права», -  провозглашают, что «разрешено все, что не запрещено», на практике этого принципа придерживается только система «общего права». А законодатели «философии суши», напротив, склонны запрещать то, что не разрешено.

 

Разрешая то, что не запрещено, более мобильная традиция «общего права» допускает свободную конкуренцию в отношении как производимых в стране товаров и услуг, так и самого процесса производства. Казалось бы, что это приводит к тому, что потребителям предоставляется огромный выбор  технологических новинок, при том, что страны, придерживающиеся иного правового принципа, накладывают ограничения на некоторые инновационные возможности производителей, следовательно, и на потребности граждан. Подобные действия, безусловно оправданы, особенно тогда, когда дело касается безопасности (например, ряда лекарств или несущих огромную опасность генномодифицируемых продуктов). Собственно, это говорит как о моральных ориентирах двух систем, так и о предрасположенности «английского гебраизма» к поклонению «золотому тельцу».

 

В результате подобных действий на внутренних рынках складывается следующая ситуация. Страны с системой «общего права», производя отбор наиболее эффективных новейших технологий, с одной стороны дают мощный толчок для развития своей экономики, но, с другой стороны, нельзя сказать, что разница во внедрении инноваций дает неоспоримое преимущество «странам моря». Получая первыми «модные гаджеты», эти страны не делают резких рывков вперед, поскольку темпы инновационного развития здесь компенсируются абсолютно такими же по величине темпами разрушения важных социально-экономических и правовых институтов и не только - в погоне за прибылью корпораций над собственным населением фактически ставятся эксперименты.

 

Романские страны («суша») разрешают местным производителям использовать только те методы, которые уже смогли доказать свою жизнеспособность, будучи примененными в странах общего права. При этом экономика стран с романо-германской правовой системой, развивающаяся обычно средними темпами, получает значительный толчок для своего дальнейшего развития, будучи «подпитана» новыми возможностями местных производителей. Но на практике происходит и обратный процесс – замедление развития экономики по сравнению со странами «моря». Плохо ли это?

 

Англосаксонские экономисты называют рост экономики в странах с романо-германской правовой системой «всплесками экономической мобилизации», чтобы подчеркнуть их отличие от «систематического экономического развития», характерного для большинства стран общего права, дающие основу «либерализма» экономики. Но подобные хвастливые заявления были характерны до кризиса «доткомов» и текущего экономического кризиса, причиной которого стали, мягко говоря, сомнительные «финансовые технологии». Они давали эффект видимого роста в течение последних трех десятилетий, но реальный спад мировой экономики после этого «всплеска» еще только начинается.

 

Таким образом, типы экономического развития стран англосаксонского и романо-германского права различаются. Во-первых, в силу того, что законодательства этих стран непосредственно влияют на величину временного лага, необходимого для адаптации экономики к нововведениям в производстве товаров и услуг. Во-вторых, видимый «рост экономики» стран «философии моря» может оказаться фатальным как для их экономки, так и для их населения. Хуже всего, что страны с  романо-германским правом, следуя в  кильватере «философии моря», могут оказаться в таком же положении, как и англосаксы.

 

И об этом нужно помнить «элите суши», прежде чем садиться рядом с «элитой моря» на одном правовом поле…

  

 

Использовались материалы http://corruption.rsuh.ru/magazine/6/n6-13.html


Comments 
9th-Feb-2010 03:50 pm (UTC) - ремарка. возможно пригодится.
Возможно стоит еще различать страны прадигмы суши, с восточным акцентом правоприменения. В них правоприменение реализуется директивно царским или высоко-чиновным распоряжением, отменяющим или замещающим, действия дефолтных в традиции законов. (указы Петра или амнистия Хрущева) Такая практика очень похожа на мобилизационные меры времени ведения войны, в водораздел с мирным "законным" временем. Возможно за исключением того, что для России или Китая, мирное и военное время - состояние единомоментные, разница в степени ежедневной эскалации. Таким образом успех или провал экономической составляющей в государстве востока и на местах, зависит от везения с уровнем компетентности феодала и визирей. Т.е. на востоке наличиствует некий симбиоз управления законами и понятиями касты кшатриев и законами брахманов (ценностно-религиозного происхождения).
9th-Feb-2010 04:16 pm (UTC) - Re: ремарка. возможно пригодится.
интересное дополнение - Вы говорите о "мобилизационности на имперской основе", наличии "высшей силы"...

"успех или провал экономической составляющей в государстве востока и на местах, зависит от везения с уровнем компетентности феодала и визирей" - однозначно да - http://martinis09.livejournal.com/132508.html#cutid1 - и у этого есть свои недостатки
10th-Feb-2010 08:13 pm (UTC)
все же очень смелое обобщение насчет чуть ли не прямого влияния правовой семьи на скорость инновационного процесса.
Общее право в чистом виде (и то сейчас уже не очень) - это Англия. По инновациям у нас впереди Штаты и Япония. В штатах инновационный механизм связан совершенно с другим фактором (специально оное изучал). В Японии нет системы общего права.

Европа, которая в основном относится к романо-германской семье - вполне себе инновационная, опережает во всяком случае сильно постсоветское пространство, которое тоже романо-германское.
10th-Feb-2010 10:19 pm (UTC) - Смелость города берет)
Привет!

Да, есть определенные допущения, поскольку в короткой статье всего не опишишь.

Дополнительно:

Япония - отдельный разговор, если будет не лень читать - то три части http://martinis09.livejournal.com/135886.html#cutid1
если лень, здесь выжимки про Японию - http://www.evrazia.org/article.php?id=1247

Европа всегда замедляла некоторые "передовые инновации" - в частности, выращивание генномодифицированных растений, но потом частично сдалась. При этом нужно учитывать, что Европа зависит от Штатов уже почти 70 лет. С известными оговорками можно сказать, что европейские страны оккупированы США, поэтому они не являются типичной "сушей"

Россия - типичная "цивилизация суши" - со своими достоинствами и недостатками - http://martinis09.livejournal.com/132508.html#cutid1 - "элита суши"
11th-Feb-2010 08:55 am (UTC) - Re: Смелость города берет)
С этим со всем согласен. Связь инновационности и философского расчленения на сушу и море - интересен. Хотя я бы предположил, что здесь требуется все же уточнение, о какого рода инновациях идет речь?
Если говорить об инновациях финансовых инструментов, тогда - безусловно.
Хотя остается вопрос, почему такая архаика в основе - море и суша? Почему не Джон Локк, например?
Основные возражения касаются правовых семей.
Система общего права характеризуется неформальной конституцией - и это только Англия. А также правом судов на законотворчество (прецедентное право). Сейчас прецедентное право уже настолько перемешалось с позитивным, что различие между системой общего права и романо-германским (в классическом понимании) по сути осталось только на страницах учебников по теории государства и права. Коие, как я когда-то писал в жж, отстают от жизни минимум на 50 лет.
Если ты выделяешь другое ключевое отличие романо-германской семьи от общего права, тогда его надо фиксировать.
11th-Feb-2010 05:30 pm (UTC) - Re: Смелость города берет)
в первую очередь финансовых, генной индустрии и лекарственной
но, кстати, это статья касается Европы b относительно обычных технологий - см . послевоенное состояние - http://martinis09.livejournal.com/136519.html#cutid1 - до войны Европа накладывала ограничения на определенные инновации и в технике (кстати, в отличии от СССР, которые пытались внедрить максимально продвинутые технологии - с оговорками на то, как тогда это понималось, но и с пониманием того, что до войны у элиты СССР были свои договоренности, у одной части - с Шифом, Баррухо и Со - Ротшильдами, у другой - с тем же Рокфеллером - помершим в 1937 году)

суша/море - вечное геополитическое противостояние Рим-Карфаген, но если не углубляться так далеко - Макиндер, в отличие от Локка, помер всего лет 70 назад

«Дело осложняется тем, что выводы теоретиков об источниках права или способах толкования закона не всегда дают точное представление о реальном положении. Так, правовая доктрина во Франции утверждает, что судебная практика не является источником права. Тем не менее решения Кассационного суда или Государственного совета часто играют во Франции роль отнюдь не меньшую, чем закон. Еще и сегодня в Англии закон охотно изображают как исключительный феномен в системе, которая является классической системой судебного права. Однако законы в Англии столь же многочисленны, и они играют там роль ничуть не меньшую, чем во Франции. Их перестали толковать буквально и ограничительно, как это предписывалось старинными канонами. Остается верным лишь то, что английские юристы по-прежнему плохо оперируют общими нормами, сформулированными законодателем, и стремятся как можно скорее "растворить" их в судебных решениях, вынесенных в результате принятия этих норм».
11th-Feb-2010 06:59 pm (UTC) - Re: Смелость города берет)
Я про это и говорю. Теоретико-правовое представление о правовых семьях в особенности о различии романо-германской системы и общей абсолютно неадекватно тому, вопросу, который ты обсуждаешь. Сейчас вопрос прецедентного права - это вопрос чисто процедурный. Судебная практика, например, в романо-германской России обобщается и дальше высшие суды на базе этих обобщений пишут письма и уточнения, которые в судебной практике используются. И в Англии и в Штатах - корпус прецедентов уже давно оформлен и кодифицирован - фактически это кодексы. И все равно, даже если образуется пробел и "новое" решение суда, оно все равно проходит процедуру рассмотрения законодательными органами, в случае конфликтов. Также и в России предусмотрены определенные правила деятельности судов в случае столкновения с пробелом в законодательстве.
11th-Feb-2010 08:59 pm (UTC) - Re: Смелость города берет)
знаешь, "коллективное бессознательное юриста" - традиции ведения дела и практики применения, трансформируясь, все же присутствуют...

что находит свое отражение при различиях толкования понятия "что не разрешено, то можно"



15th-Feb-2010 01:29 pm (UTC)
"романо-германского" на этом закончил читать. ахинея.
Ну может вы не знаете историю. Откуда Англия произошла ~1000 лет назад?
15th-Feb-2010 02:30 pm (UTC) - Ничего страшного, Вы не обязаны все знать
Романо-германская правовая система -
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BE-%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE

http://www.allpravo.ru/library/doc108p/instrum151/item2769.html

Англосаксонское право (общее право) - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE

Вот относительно неплохой учебник - если хотите подробнее можно скачать здесь - http://www.zipsites.ru/books/teoriya_gos_prava_uch/
This page was loaded Apr 23rd 2019, 10:14 am GMT.