martinis09 (martinis09) wrote,
martinis09
martinis09

Category:

Трансформации Золотого Тельца. От кооператива к матрице. Часть VII, история Всепольского кагала.

Трансформации Золотого Тельца. От кооператива к матрице. Часть VII, история Всепольского кагала.              Начало здесь  

 

 

В 1388 году князь Витовт издал для брестских и других литовских «кооператоров» грамоту, сходную с грамотами «любителя кооператоров» Болеслава Калишского и Казимира «Мудрого». «Кооператоры» составляли в Литве класс привилегированных свободных жителей, находящихся под непосредственным покровительством великого князя и местных высших властей. Они жили самостоятельными общинами, пользуясь самоуправлением в своих внутренних делах, занимаясь в Литве не только торговлей и ремеслами, но и сдачей сельхозугодий в аренду крестьянам. При этом «кооператоры» брали у великого князя на откуп таможенные и питейные пошлины (так что проекты «Банк Англии» и «ФРС США» были лишь развитием системы влияния)…

 

Большим любителем «кооператоров» был и Казимир Четвёртый Ягеллон (1447 - 1492). Когда новый король гостил в Познани, после своей коронации, этот город был опустошён пожаром. В пожаре сгорел и старинный подлинник грамоты, которую иудеям-«кооператорам» дал Казимир Мудрый. Тогда «кооперативная» депутация  обратилась к Казимиру Четвёртому с просьбой восстановить и подтвердить права евреев на основании уцелевших копий сгоревшей грамоты. Король охотно исполнил просьбу. «Мы желаем, чтобы евреи, которых мы особенно охраняем ради интересов наших и государственной казны, почувствовали себя утешенными в наше царствование». Он подтвердил все прежние права и вольности - свободу жительства и торговли, автономию общинную и судебную, неприкосновенность личности и имущества и защиту против обвинений в ритуальных убийствах и изуверских извращениях по выкачиванию крови из христианских младенцев. Лишь под давлением краковского архиепископа Олесницкого король вынужден был в 1454 отменить некоторые привилегии, как «противные праву божескому и земским уставам».


В 1494 большой пожар истребил большую часть Кракова. Воспользовавшись пожаром, горожане, обираемые до этого «кооператорами» существенно разграбили кооперативное имущество. После «кооперативных» жалоб король Ян Альбрехт предоставил им в предместье Кракова (Краков был тогда польской столицей) для жительства особый квартал, где кооператоры в большой безопасности могли обделывать свои дела.


Но иногда кооператорам не везло. В 1495 Александр, который управлял Литвой на правах великого князя, проводит реформу денежного обращения, удаляя иудеев с монетного двора, одновременно он издает указ об их депортации из Литвы (они поселяются на соседних польских землях и ждут). Эта депортация по времени совпадает и с изгнанием евреев из другой католической монархии - Испании. Важнейшими причинами этого шага явились экономические и финансовые трудности государства, большие долги самого Александра еврейским ростовщикам. Изгнав евреев, он конфисковал и их имущество. Но в отличие от Изабеллы, Александру пришлось их быстро возвращать и просить прощения,
к 1503 году евреи снова вернулись в Литву,  а Александр получает прозвище «Ягеллончик»


Грамоту Казимира «Мудрого» в защиту «кооператоров» подтвердили и последующие польские правители (всего их было одиннадцать), в том числе 5 июля 1576 года и Стефан Баторий и 24 апреля 1765 года последний польский король, ставленник русской императрицы Екатерины Второй, Станислав Август.


Наиболее ответственная часть католического духовенства была, естественно, против привилегированного положения иудеев в Польше. Но число их только множилось. Погромы в германских землях, «черная смерть» снова гнали десятки тысяч мигрантов-«кооператоров» в Польшу.


В 15-ом веке в Польше их обитает уже около 100 тысяч, в 1648 г. — 300 тыс. человек. По переписи 1765 года «кооператоры» составляли 10 процентов населения Польши или каждый десятый. «
Имея столь солидную демографическую базу, они  освоили все профессии, монополизируя некоторые из них, и самоорганизуются в некоторое подобие государства в государстве. Эта организация приобретает в 16 веке окончательные формы, так что с этого времени Польша на века становится главным мировым центром иудаизма». «Кооператоры» становились прежде всего ростовщиками и менялами, крупными экспортёрами пшеницы, леса, мехов и кожи, управляющими помещичьих хозяйств и тем самым господами над миллионами польских, литовских и русских крестьян. Крестьянских и военных специальностей в этом списке не числилось, зато кооператоры стали владельцами деревень с полями, лугами и крепостными крестьянами, получили право арендовать православные церкви, они занимают также крупные государственные посты и получают на откуп сбор налогов и таможенные сборы. А мы помним, что согласно Устава:

- имущество не-члена кооператива подобно покинутой вещи, его настоящий владелец кооператор, который первый его захватит. И это справедливо, ибо Ш-ф дал членам кооператива власть над жизнью и имуществом не-кооператоров;
-
кооператору, его помощнику разрешается не возвращать денежные средства не-кооператору, в том числе и по вопросам возмещения за скупку краденного;
-
если кооператор взял в долг у не-кооператора, а тот умер, он имеет право отказаться платить его потомку, который не знает точно, брал ли этот кооператор в долг у старшего не-кооператора, кстати, если не-кооператор при расчетах ошибся сам, разрешается воспользоваться его ошибкой;
-
кооператору запрещается воровать у коллеги, но у члена другого кооператива – разрешается, при условии, что это не обнаружится и не будет упомянуто имя Ш-фа;
-
покупка недвижимого имущества, чтобы выжить с земли не-кооператора или взять с него ростовщические проценты, разрешается в выходные не будет считаться нарушением КЗОТа;
- там, где написано 'Не делай вреда ближнему', не говорится 'Не делай вреда не- кооператору"... Запрещается возвращать не-кооператору им утерянное; возвращающий не-кооператору потерянное не найдет милости у Ш-фа  и т.д. и т.п.  

 

При этом происходит упадок монархии - особенно при Сигизмунде Первом Старом (1506-45) и его сыне Сигизмунде Втором Августе (1548-72) - польские евреи достигли важного положения, сопровождаемого, как обычно, большей степенью автономии. Именно в это время польским евреям были дарованы их важнейшие привилегии, включая учреждение знаменитого «Комитета Четырех стран» («Ваад Араба Арцот») - органа еврейского самоуправления всех четырех частей Польши. Началось то время, которое позднее было названо «Золотым веком еврейства»…

 

К тому времени евреи получают полное самоуправление. Вся Польша была разделена на территориальные округа - кагалы. Все вместе они составляли Всепольский Кагал. Центральная власть - Совет Верховного Кагала - состояла из 30 главных раввинов, это и парламент, и правительство в одном лице, заседавшее на  ярмарке в Люблине. Здесь же стал заседать и  «общекооперативный» суд. Вокруг него и сложился «Ваад (комитет) Четырех Земель Польской Короны», и создана система областных «ваадов», охватывавших все без исключения местные общины. Областные «ваады» начали играть ведущую роль в Польше с 1519 г. Название «Ваад Араба Арцот» или «Совет четырёх стран» закрепилось исторически, поскольку в нем доминировали следующие четыре области: Великая Польша (гл. община Познань); Малая Польша (гл. община Краков); Червоная Русь или Львовская Земля (Львов), включая Галицию и Подолию; и Волынь (Острог или Кременец).

 

«Современники не без основания сравнивали его с Синедрионом в Иерусалиме. Никогда евреи не пользовались в Европе столь широкой автономией». Это был «золотой век польского еврейства». Ваад, то есть «польский Синедрион», стал Религиозным и Политическим Центром тогдашнего Мирового еврейства. Отсюда шли законы, постановления и советы. Отсюда осуществлялся и контроль над иудеями Европы, но также и Азии, и Африки. Грец приводит пример:  даже иерусалимские евреи в 1705 году обращались за советом и за указаниями к польским раввинам . Например, спрашивали совета: оставлять ли в Талмуде листы белыми, где хула на Иисуса Христа, или печатать глумление над Ним. Это же подтверждает и Флавиан Бренье.

 

Не случайно, что в 1569 между Польшей и Литвой была заключена «Люблинская уния» (по месту заседания Центрального Ваада), по которой оба государства объединялись в одно - Речь Посполитая  (или «Жечь Посполитая»), – с общим королем, общим сеймом, единой внешней политикой и единой монетной системой.  Все ради коммерции. Однако обе части сохраняли свою администрацию, казну, войско, суды. «Речь Посполитая» — дословный перевод с латинского на польский слова «Республика» -  на русский язык дословно переводится, как «общее дело» (cosa nostra?). Среди татар, турок и казаков в XVI-XVII веках часто называлась Ляхистан, Лехистан (лях = поляк), но понятно, что корень у этого названия можно было бы взять и из названия другого этноса... Достаточно  показательно, как «кооператоры» соорудили самую большую империю Европы на протяжении трёх столетий - Речь Посполитую.

 

В 16 - нач. 17 вв при «Вааде четырех стран» функционировало особое представительство «кооператоров» Великого Княжества Литовского (после того, как вступило в унию с Королевством Польским), но в августе 1623 года литовские кагалы образовали самостоятельный «Ваад главных общин Литовской Земли». Большую часть его истории этот Ваад возглавлял Председатель раввинского суда Брест-Литовска (кстати, именно здесь исторические корни «американского Льва Толстой в юбке»  и именно здесь Троцким подписывался позорный договор с Германией в 1919 году…). Отношения между польским и литовским «ваадами» регулировались представителями, которые съезжались для этого в Люблин. Оба «ваада» просуществовали до 1764 года, когда были ликвидированы резолюцией Польского сейма, установившей новую систему взимания подоходного налога с евреев.



Дранг нах остен от «Ваад Араба Арцот» и «потоп», как конец «Золотого века еврейства»…

 

Помогло ли это укреплению государственности объединение в 1569 году Польши и Литвы под эгидой олигархического «кооперативного» капитала? К 1572 году король превратился в чисто декоративную фигуру, избираемую шляхтским сеймом. Можно вспомнить и хрестоматийный пример, когда «некий пан» сшил себе кафтан из пергаментов, на которых были приговоры королевских судов о наказании его, – от изгнания до смертной казни – явился в сей обновке он на королевский бал в Варшаве. Периодически проходили и войны с собственным королем…

 

Зато Речь Посполитая начинает свою активную военную экспансию на Восток. Несмотря на децентрализацию и практическое отсутствие королевской власти, усилиями местной специфической элиты – шляхты (ведомой олигархами «Ваада» и своей спесью), обладавшей собственными войсками, объединившейся в предвкушении наживы, подмяла под себя огромные территории с православным славянским населением. Когда в начале XVII века на Руси настало «Смутное время», казалось, что раздираемая междоусобицами держава уже больше не поднимется. В 1610 году на русский престол был приглашен Владислав -  сын польского короля Сигизмунда III, а в Москву вступил польский гарнизон. Но уже в 1612 году ополчение Минина и Пожарского выкинуло шляхтских оккупантов из Кремля. Освобождение российской столицы от интервентов создало условия для восстановления в стране государственной власти.

 

«Золотой век еврейства» в Польше длился до 1648 года - до «потопа».  Процесс переселения иудеев Польши на земли, которые были в частном владении, особенно активно происходил в 16 – начале 17 в. на Украине, где магнатам польским королем предоставлялись обширные латифундии. Нуждаясь для освоения новых земель в администраторах, магнаты охотно назначали иудеев управляющими или сдавали им поместья в аренду. «Кооператоры»-коммерсанты вели на Украине почти всю внутреннюю торговлю, осуществляли оптовые закупки сельскохозяйственной продукции и ее экспорт. В руках иудеев сосредотачивались различные промыслы: виноторговля, производство селитры и поташа, рыболовство, охота. Они брали в аренду корчмы, молочные хозяйства и мельницы. Численность иудейского населения Украины значительно увеличилась: выросли общины в Луцке, Владимире-Волынском, Ковеле, Остроге, Баре, Брацлаве, Виннице, Немирове, Тульчине. Они начали селиться в Белой Церкви, Богуславе, Стародубе, Чернигове и других городах. Если в конце 16 в. на Украине было 80 еврейских общин, то в 1648 г. — уже 115.

 

При этом двойные нормы морали, по отношению к «неевреям», вытеснение коренного населения из наиболее доходных производств, коммерции,  а зачастую и лишение собственности, наряду с фактами надругания над верой - разрушения православных церквей,  усиливало ненависть к захватчикам – именно так переселенцы и воспринимались…

 

Не случайно, что православное население Украины ненавидело евреев, считая их своими главными угнетателями. Эта ненависть стала главной причиной «катастрофы», постигшей еврейство восточных областей Польши в середине 17 в.

 

В течение всего XVII века в Малороссии с интервалами в 5–10 лет вспыхивали казацкие восстания. Начинались они одинаково. Служил пушкарем в частной армии польского магната казак Северин Наливайко. И вдруг он узнает, что принадлежащий его семейству луг захвачен, а его отца насмерть забивают палками. Следствием стала казацкая война 1595–1596 годов под руководством мстителя Северина.  И вот 1640-е годы. Чигиринский подстароста «пан Чаплинский» напал на хутор соседа – сотника Богдана Хмельницкого. Там он украл «четыреста копен сена» и любовницу Богдана, а заодно насмерть запорол восьмилетнего сына сотника. Между прочим, Богдан Хмельницкий оказался на редкость законопослушным человеком и пошел по судам. Но на приговоры судов Чаплинский плевать хотел. В январе 1646 года сотник лично бил челом королю Владиславу на своего обидчика. Старый король лишь развел руками: «Сам не могу ничего поделать с панами. А у тебя что, сотник, сабли нету? Эй, выдать Богдану добрую саблю!» Дальнейшее общеизвестно.

 

«Потопом» евреи называют зачистку на территории, исторически принадлежащей Древней Руси и позднее захваченной польской шляхтой, которую стали проводить русские казаки и крестьяне под командованием гетмана Богдана Хмельницкого. В период с 1648 по 1658 практически в восточной части Польши не осталось уцелевших «кооперативных» общин. А на восточном берегу Днепра не осталось ни одного еврея. Затем территория восточнее Днепра была и вовсе присоединена к России. Это была огромная потеря для «кооператоров». Здесь заложена и причина особой «любви»…


Но в западной части Польши они продолжали процветать под покровительством шляхты,  занимая при этом первое место в Европе
по количеству ритуальных убийств.  Но мы помним, что в Старом Завете (ставшим в для иудеев второстепенным, по сравнению с Талмудом), «потоп» означал очищение от скверны…

 

 

Вопрос об этике в деловых отношениях никогда не стоял

 

Тот факт, что евреи использовали двойную систему этики, описываемую Талмудом —  альтруистическую для самих себя и грабительскую для неевреев — внёс вклад в экономическое лидерство в обычных деловых предприятиях.

 

Якоб Катц говорит: «этнические нормы каждый применяет по-своему». Это было так же неправильно применять ростовщичество против евреев, как достойно похвалы применять его против неевреев. Морально поощрялось и считалось этично для евреев вовлекать неевреев в различные не этичные (с точки зрения самих евреев) прибыльные дела настолько, насколько они могут это себе позволить, не ущемляя интересы еврейского сообщества. Следующий пассаж из «книги жизни» «Кодекс мнесионида» ясно показывает двойственную экономическую мораль в деловых отношениях евреев. Не надо забывать о том, что для евреев означает «Кодекс мнесионида» — они считают его создателя величайшим философом всех времен. Еврейские учения приказывали евреям помогать своим братьям и не конкурировать с ними в попытке эксплуатировать неевреев. Якоб Катц приводит в пример много источников, в которых запрещается конкуренция между евреями. Им запрещалось вмешиваться в дела монополий, контролируемых другими евреями, и сбивать цену у других евреев. Они должны всегда кооперировать друг с другом против неевреев, чтобы «не терять деньги Израиля» [ 277 ].

 

Изучение ситуации в Польше в 17-18 веках Гершоном Хундертом  нашло отражение в работе « Евреи в польском частном городе» (The Jews in a Polish Private Town: The Case of Opatow in the Eighteenth Century), где иллюстрируется, как евреи начали доминировать в коммерческой жизни. На евреев постоянно жаловались местные жители, что они отказывались вступать в ремесленнические гильдии, что они контролировали всю торговлю и цены на сырье, что они не покупали у христиан и что они вытеснили христиан из коммерции так, что им пришлось переезжать в другие места. Хунберт пишет, что евреи полностью контролировали коммерцию города, торговлю спиртным, включая его производство распространение и продажу. Так было практически во всех городах, где проживали евреи…

 

В результате, нарушая существующие правила, они начали доминировать в коммерческой жизни...а в некоторых районах они стали полностью контролировать всю торговлю и цены на сырье, закупая товары для торговли только у своего клана. Ростовщичество, владение огромной собственностью наравне со знатью сделало их непопулярными среди населения.

 

А что касательно «польской шляхты», то в XVIII веке ее наглость  лишь возросла. С 1700 по 1794 год найдется едва ли два десятка лет, когда панство не воевало с собственным королем. В  «… 1794 году, с 24 марта, с восстания Тадеуша Костюшки началась история благородной ненависти к рабству» - когда злодеи-русские вернули себе земли, принадлежавшие их предкам в IX–XIV веках, то они первым делом заставили панов спилить виселицы и колья в барских имениях. Но запрет на печатание собственных монет каждым шляхтичем вызвало очередной поводом для антироссийского восстания и т.д.

 

В Речи Посполитой уже давно нет крепостного права, но «гонористое панство», к сожалению, осталось. Не так давно русский экскурсовод в Катыни  спросил у такого вельможного туриста, почему столь много поляков приезжают в Смоленск к месту захоронения польских офицеров, якобы убитых в 1940 году русскими, но почти никто не посещает братские могилы солдат Войска Польского, павших в боях с немцами в 1943–1944 годах на территории СССР. Пан презрительно бросил: «Там – быдло, а здесь – шляхта».

 

Спесь дворянства смешалась с идеологией шовинизма «членов кооператива», дав крайне специфическое отношение к окружающим.

 

К 1917 году 51% всего мирового еврейства проживало на территории «тюрьмы народов» Российской империи... И. М. Бикерман писал в 1924: «В царской России жило больше половины еврейского народа... Естественно поэтому, что еврейская история ближайших к нам поколений была по преимуществу историей русского еврейства». И хотя в XIX в. «западные евреи были богаче, влиятельнее, стояли впереди нас по культурному уровню, но жизненная сила еврейства была в России. И эта сила росла и крепла вместе с расцветом русской Империи... Только с присоединением областей, населенных евреями, к России... началось возрождение (видимо имеет ввиду мятеж 1917 г и участие в его организации и финансировании  «членов профсоюза» – прим.м09). Еврейское население быстро увеличивалось в числе, так что могло даже выселить многолюднейшую колонию за океан; в руках евреев накоплялись капиталы...». Вся образованность и все богатство пришли к восточноевропейским евреям - в России. И русское еврейство проявилось «по своей численности и по свежести таившихся в нем сил становым хребтом всего еврейского народа». Как и писал И. Г. Оршанский: «Чем более евреи рассеяны между христианским населением... тем выше уровень их благосостояния».

 

Как сказал Гейне, еврейство - не религия, а несчастье. России такого «счастья», кажется, финально досталось чуть ли не больше всех… Но чем больше «кооператоров» проникает во власть, чем больше получает капитала  в свои руки, тем хуже становится для страны, где гобсеки получают контроль. Исторически этот процесс занимает разное время, но усреднено для это требуется порядка  200 до 300 лет. Так было в Польше, так было в России, так происходит и в США. Они – следующие кандидаты на распад.
 

Продолжение темы «Нидерландская республика, работорговля и Банк Англии. Краткая история истоков капитала»


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments