martinis09 (martinis09) wrote,
martinis09
martinis09

Финансисты восьми «Ж» или 7400 / "Обреченные" договориться. ШОС. БРИК


Финансисты восьми «Ж» или 7400

На выходных министры финансов Большой Восьмерки (G8) встретились в итальянском Лечче, чтобы «обсудить насущные проблемы в мировой экономике».

 

Министры говорили о том, что средства идут не на поддержку экономики, а на поддержку спекуляций; что выделяемые огромные средства действительно уходят на рынки, т.к. кредитовать падающую экономику никто не хочет и не будет; что большая часть лежит мертвым грузом, а волна роста фондовых и ресурсных рынков в последние месяцы –  порождение излишне свободной ликвидности на рынках, которой просто больше некуда деться и т.д. и т.п… Вместо того, что бы сказать, что громадная масса ничем необеспеченных денег (за счет выпуска которых США жили припеваючи последние 25 лет) не подается канализации. 

 

Все эти взлеты цены на нефть и подъем «фондового рынка» – лишь действия спекулянтов, которые пытаются надуть очередной пузырь, но сил и энтузиазма для этого нет -  ситуация очевидно провальна.  

 

Похвально, что министры финансов крупнейших экономик мира хоть вспомнили про то, что они наворотили в стремлении «спастись» от кризиса и даже задумались о том, как теперь выходить из «антикризисных программ». Думать придется долго, т.к. своими действиями власти породили новые проблемы, экономики фактически держатся только за счет денежной накачки и резкого увеличения дефицита бюджетов. В финансовой системе находится огромная масса ничем не обеспеченных денег, изъятие которых обвалит финансовые рынки независимо от того, в какой ситуации это всё будет происходить. Потребитель фактически находится на государственном финансировании, сокращение этого финансирования грозит резким сокращением потребления.  За период кризиса власти резко нарастили государственные долги, которые необходимо обслуживать, а это невозможно в условиях высоких процентных ставок. По сути, когда принимались антикризисные программы, ставилась краткосрочная цель – остановить падение финансовой системы любой ценой. Остановить удалось, но надушивание отдельных частей не заменяет подмывание. Проблемы не решены, их просто переложили на будущее, пожертвовав долгосрочной перспективой. Зато была жестко высказана позиция о том, что надо сокращать антикризисные программы. А любые сигналы о начале сворачивания антикризисных программ спровоцируют резкую смену тенденций на финансовых рынках. И произойти это может достаточно скоро.

 

При этом все министры активно избегали прямого акцента на то, что именно происходит.  Впрочем, кто решиться сказать, что существующая финансовая система, основанная на банкнотах частного банка давно просто напросто является финансовой пирамидой, которой поклонялись много лет,  а отдельные страны еще и рвались в угаре перестройке.

 

Сложно подозревать, что все они идиоты, прошедший саммит министров финансов скорее походил на встречу товарища Корейко  и семью Шуриками Балагановыми, - персонажем, который на сакраментальный вопрос Бендера «сколько Вам нужно для полного счастья?» ответил «7400». Все декларируемые  «признаки стабилизации» лишь преддверие Большой «Ж».





"Обреченные" договориться. ШОС. БРИК.

 

15-16 июня в Екатеринбурге состоялся саммит стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В столицу Урала съехались руководители России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, а так же Туркмении, Ирана, Пакистана, Индии и Монголии, имеющих статус наблюдателей. На день позже был проведен саммит БРИК – Бразилии, России, Индии и Китая.

 

Уже более 10 лет перед каждой встречей ШОС многие задавались вопросами об эффективности этой организации. Еще в 1997 году страны-участницы ШОС подписали Меморандум об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества. Спустя шесть лет появилась на свет Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества на 20 лет.

 


 

В качестве главной цели предусматривается создание зоны свободной торговли в ШОС, но пока подвижек на этом направлении нет. В 2006 г. Россия предложила создать при ШОС «Энергетический клуб», но и тут до дела до сих пор не дошло.

 

Реализация основополагающих экономических целей пока буксовала. В немалой степени из-за пассивности России, элита которой до недавнего времени питалась иллюзиями о равноправном сотрудничестве с «цивилизованным западом». Реализовывались преимущественно проекты на двухсторонней основе – между Китаем и Таджикистаном, Китаем и Узбекистаном, Китаем и Киргизией. Проектов, которые бы объединяли все страны, практически не было. При этом Китай рассматривал организацию как экономическое объединение, а Россия видела главную задачу ШОС в противостоянии терроризму и экстремизму в этом регионе.

 

В Уставе ШОС записано: «Адекватный ответ вызовам, с которыми приходится сталкиваться, неизбежно должен иметь политическое, социально-экономическое и гуманитарное измерения. В этом, собственно, и состоит основное предназначение ШОС как механизма многопрофильного сотрудничества государств-членов — обеспечение мира, спокойствия, благополучия и совместного процветания шести стран, стабильности и безопасности в регионе и за его пределами».

 

Но эта организация не владела стратегической инициативой, не имела внятного долгосрочного плана совместных действий стран-участниц, и этот регион до сих пор  являлся объектом стратегических воздействий других мировых сил – прежде всего, США и НАТО.

 

В немалой мере это предопределено процитированным выше Уставом ШОС. Некоторые из его важных, по смыслу, формулировок довольно расплывчаты, конкретные механизмы обеспечения мира в регионе и за его пределами не прописаны. Официально обозначенные цели и задачи весьма ограничены, не предусматривают борьбу за лидерство на мировой арене и создание в Евразии центра силы, альтернативного США и НАТО.

 

В то же время ШОС – это единственная организация в современном мире, которая располагает достаточным потенциалом, чтобы предложить альтернативную западной идею развития. И страны-члены ШОС способны начать эффективную работу по её реализации. Потому что эта организация охватывает основную территорию континентального геополитического центра мира.

 

В условиях нынешних глобальных противоречий у ШОС были две взаимоисключающие перспективы. Либо она укрепится и поднимется в своей деятельности до уровня геополитического центра, увлекающего собственной идеей мироустройства остальные страны. Либо организацию ждет геополитическое небытие и распад.

 

Входящие в ШОС страны Средней Азии – Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан - не обладают достаточным потенциалом для своего геополитического лидерства. Эти государства не так уж трудно лишить контроля над их же стратегическими природными ресурсами с помощью политического и экономического давления на них.

 

В итоге очень быстро может сформироваться обширная зона конфликтов вдоль границ России. Все необходимые для этого условия подготовлены – благо рядом и Афганистан, и Пакистан, да и в самих странах Средней Азии периодически вспыхивают конфликты. И это обстоятельство в состоянии создать реальную угрозу России на её южных рубежах.

 

Поэтому самыми беспроигрышными темами всех встреч в рамках ШОС всегда были борьба с терроризмом, наркотрафиком и оргпреступностью. На прошедшем саммите была подписана конвенция против терроризма и утверждено положение «О политико-дипломатических мерах и механизмах реагирования ШОС на ситуации, ставящие под угрозу мир, безопасность и стабильность в регионе».

 

У Китая несколько другая ситуация. Особое внимание в этой связи приковывает его быстро растущая экономика, которая уже стала одной из крупнейших в мире. Она является базой для усиления военного и политического потенциала КНР. Очень скоро Китай может стать абсолютным экономическим лидером в мире (кстати, это является наглядным ответом о  выборе стратегии развития – со своими заигрываниями с «цивилизованным западом» РФ до сих пор не достигла уровня промышленного производства 20-ти летней давности, в то время, как Китай за тот же срок его увеличил в несколько раз). А вслед за этим (с небольшой задержкой) последует и политическое доминирование.

 

Подобные прогнозы развития ситуации содержатся и в документах, определяющих внешнюю политику КНР, прежде всего, в материалах 17-го съезда КПК, прошедшего осенью 2007 года. Акцент в дальнейшем успешном развитии делается на собственные ресурсы, а не на усиление блока союзных стран в любом формате, в том числе ШОС. Китай, прежде всего, рассматривает этот регион как рынок сбыта своих товаров, объект инвестиций и источник энергоресурсов.

 

Это - тревожный сигнал для России. Ей тяжело соревноваться с Китаем, имеющим почти два триллиона долларов золотовалютных резервов и потому способным предоставлять кредиты странам Центральной Азии на более выгодных условиях, чем мы. Весной этого года КНР предоставила $20 млрд. Казахстану, в результате чего активно проводит политику по приобретению там месторождения углеводородного сырья, $3 млрд  предоставил Туркменистану на освоение газового месторождения, а на днях заявил о готовности предоставить кредит Таджикистану для постройки электростанции (которую начинала Россия).

 

Китай целенаправленно и последовательно проникает в Центральную Азию, тесня Россию. Но такой подход имеет существенные изъяны. КНР ещё не настолько сильна, чтобы на равных тягаться с США и их союзниками в одиночку. Без стратегического союза с Россией, с ее значительным экономическим и политическим весом, у КНР нет благоприятной перспективы. Поэтому две гигантские страны объективно обречены на то, чтобы договариваться друг с другом. В том числе и в рамках Шанхайской организации сотрудничества.

 

Саммит ШОС в Екатеринбурге показал, насколько выполнит ли эта организация роль по защите огромного пространства от Балтики до Памира и Южно-Китайского моря от давления со стороны США и НАТО. И станет ли ШОС реальной альтернативой Западу.


Корректировку вялому течению отношений в русле ШОС дал, прежде всего, мировой финансовый кризис. Еще до его начала в администрации президента РФ говорили, что Москве хотелось бы расширить взаимодействие в рамках объединения по борьбе с последствиями кризиса. Дмитрий Медведев настойчиво развивал эту тему, стараясь увлечь ею сначала своих коллег по ШОС, а затем и по БРИК. Призыв к укреплению мировой валютную систему за счет создания резервной наднациональной валюты нашла живой отклик прежде всего у президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, выступившего с этой инициативой одним из первых (кстати, эта идея нашла поддержку со стороны Роберта Манделла (Robert Mundell), в 1999 удостоенного Нобелевской премии за участие во введении единой европейской валюты евро).

Президент Киргизии сконцентрировался на проблеме вокруг Афганистана. В принципе, на самих заседаниях ШОС не было ни одного выступления, в котором не было бы афганской темы - все понимают, что это самая сложная региональная проблема, в решении которой участвовать всем, чтобы помочь Афганистану обрести целостность и построить современную политическую структуру. Президент менее успешного Таджикистана Рахмон  постарался привлечь внимание к ситуации в его собственной стране.


Китайский лидер Ху Цзиньтао в своей речи дипломатично промолчал по поводу новой резервной валюте (зато предоставил кредитную поддержку в $10 млрд на различные экономические проекты в рамках ШОС). Но дипломатичное молчание означает лишь нежелание обрушивать рынки.  Ведь еще 23 марта председатель Центрального банка Китая Чжоу Сяочуанем опубликовал беспощадный для доллара анализ, озаглавленный как «Реформа международной валютной системы», с конкретным предложением заменить доллар в качестве мировой резервной валюты на резервную валюту, существующую в рамках МВФ – через расширение механизма «специальных прав заимствования» (SRD). На следующий же день Россия поддержала эту идею. При этом упор делался на предложенную в свое время Кейнсом ситему, подобную международной валюты «банкор», обеспеченной целой корзиной реальных активов  ( но тогда победил план ФРС по продвижению доллара, озвученный Гарри Декстером (Harry Dexter White))

 

Во встрече наравне с остальными участвовал специальный гость, президент Афганистана Хамид Карзай, делегацию Монголии (где после недавних выборово ещё не инаугурирован должным образом президент) возглавлял первый вице-премьер монгольского правительства Норовын Алтанхуяг. Индию, Пакистан и Иран представляли лидеры – премьер-министр Манмохан Сингх, президенты Асиф Зардари и Махмуд Ахмадинежад (последний задержался на день из-за разгорающейся «фисташковой революции», но  поздравления коллег по поводу победы на выборах он получил законно).

Одним из главных, но не афишируемых событий стала встреча Манмохана Сингха с президентом Пакистана Асиф Али Зардари. Лидеры двух стран не встречались более полугода - с момента кровавого теракта в Мумбае. «Пакистан придает большое значение своему присоединению к ШОС. Мы считаем, что эта организация является важной платформой в смысле укрепления доверия, региональной безопасности и содействия экономическому сотрудничеству», - сказал Али Асиф Зардари.


Президент Узбекистана Ислам Каримов, к которому после екатеринбургского саммита перешло председательство в ШОС, неожиданно заявил, что давно пора принимать в организацию всех желающих. Это говорил человек, который вообще-то проявляет самое сдержанное отношение к любым совместным проектам в регионе. Как известно, на расширение ШОС сегодня наложен мораторий, но Белоруссия и Шри-Ланка получили статус партнёров по диалогу ШОС. При этом не исключено, что, не доводя до формального расширения ШОС, наблюдателям будет дана возможность максимально плотно участвовать в работе организации. 

 

Но наиболее откровенно, без «традиционного политесса», суть мировых проблем изложил президент Ирана Ахмадинижад: «Ирак по-прежнему оккупирован. Усиливается и распространяется отсутствие порядка в Афганистане, остается нерешенной палестинская проблема, Америка охвачена экономическими, политическими кризисами и надежды на их решение нет. Страны - союзники США также не в состоянии справиться с этими кризисами. Международные политические и экономические события и беспорядки свидетельствуют о том, что международное политическое и экономическое устройство сдает свои позиции. Мы убеждены, что нынешние проблемы проистекают из мировоззренческих причин и существующие политико-экономические структуры движутся к концу своего правления над миром. Пришел конец эпохе империй и возрождения их уже не последует».

Главным итогом стало решение  глав государств-членов ШОС поручить заместителям министров финансов и представителям центральных банков заняться изучением вопроса создания наднациональной расчетной единицы организации. Это еще не готовое решение, идею нужно прорабатывать, но тенденция показательна. Впрочем, при наличии прозападной пятой колонны  в экономических секторах правительств, без наличия жесткой политической воли, эта инициатива в «экспертных кругах» может быть просто манкирована (по крайней мере до тех пор, пока мировая финансовая система, основанная на единственной резервной валюте окончательно не рухнет).

 

Но Россия наконец-то начала проявлять последовательность в своих действиях. Тему новой резервной валюты Дмитрий Медведев развил на встрече с лидерами БРИК, которая началась сразу после окончания саммита ШОС. Лидеры БРИК приняли совместное заявление, в котором выразили приверженность «продвижению реформы международных финансовых институтов» и высказались за создание «предсказуемой и диверсифицированной валютной системы». Саммиты ШОС и БРИК совпали не случайно - таким образом, лидеры стан хотят поднять престиж организации БРИК, которые должны были продемонстрировать G8 свою способность встречаться и в своем кругу решать мировые вопросы.

Финансовый кризис ярко продемонстрировал экономическую мощь развивающихся рынков и лишил Соединенные Штаты Америки и другие развитые государства морального права поучать более бедные страны, потому что причины спада коренятся в провалах банковских систем США и Европы.

По данным МВФ, хотя в этом году отмечается снижение ВВП в мировом масштабе, и американская экономика сократится на 2,8 %, экономика Китая продемонстрирует рост в 6%. ВВП Индии увеличится на 4,5%, экономика Бразилии сократится на 1,3%, что весьма неплохо для страны, которая столь сильно зависит от торговли и цен на сырье. Для сравнения: ВВП Канады может сократиться на 2,5%.

Суммарный объем валового внутреннего продукта стран БРИК уже к 2027 году превзойдет ВВП семерки индустриальных государств, составляющий $30,2 трлн.

Перебалансировка относительной экономической мощи не только существует, но и набирает обороты. Страны БРИК уже сегодня способны создавать волны на финансовых рынках. Они продемонстрировали это совсем недавно, когда проявили готовность и желание представить альтернативу американскому и европейскому господству.

На днях Бразилия и Россия присоединились к Китаю, пообещав переместить примерно $70 млрд резервных средств в ценные бумаги МВФ. Этот шаг усиливает давление на доходность казначейских ценных бумаг США, потому что развивающиеся рынки во главе с Китаем являются самыми крупными кредиторами правительства Соединенных Штатов.

В принципе, всем понятно, что мы наблюдаем преддверие обрушения доллара и признаки все очевиднее. Как только правительство США решило, что будет брать в долг больше, чем когда-либо, иностранные инвесторы решили, что у них нет особого желания давать деньги взаймы.

В апреле зарубежные инвесторы вложили в казначейские облигации США всего $41,9 млрд, что меньше мартовских вкладов, составивших около $55 млрд.

В апреле свои вклады в американские облигации снизили наиболее важные страны, хотя и незначительно, но показательно. Китай урезал свои вклады на $4,4 млрд, и сейчас их сумма составляет в целом $763,5 млрд. Япония, занимающая после Китая второе место по объему покупки американских казначейских облигаций, также сократила эти объемы. То же самое сделала Россия, Бразилия и некоторые другие страны-экспортеры нефти.

США пытаясь затыкать внутренние дырки бюджета, увеличивают объем долга чудовищными темпами, полагаясь на то, что зарубежные вкладчики скупят его ценные бумаги. Во второй половине 2009 финансового года объем новых  заимствований предполагался в размере $1,7 трллн, но кто решится продолжать вкладывать деньги своей страны в эту пирамиду добровольно, кроме товарища Кудрина? США спасает только стокгольмский синдром заложников их валюты и нежелание заемщиков обрушить рынок, но сколько это еще продлиться?  Сможет ли Америка расплатиться по долгам – без проблем, напечатает, но сколько будет стоить эта бумага?

 

В принципе, происходящие сейчас саммиты – это отчасти и поигрывание своей ресурсной мускулатурой и процесс торговли в том числе и за пересмотр квот для стран-членов МВФ. Китай со своими резервами сопоставим этой организации, но  в настоящее время имеет в МВФ 3% голосов, то есть немного больше, чем группа стран, возглавляемая Швейцарией (нынешние ресурсы МВФ $328 млрд и $6900 млрд международных валютных резервов, две трети из которых выражены в долларах).

 

Но создание региональных валют неминуемо в ближайшее время.

 

Использовались материалы http://www.aif.ru/politic/article/27522 http://www.vesti.ru/doc.html?id=294059 http://www.pravda.ru/world/asia/central-asia/313970-shos-0 http://www.kommersant.ru/doc-y.aspx?DocsID=1188122

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments